Цикл Международных вебинаров «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения»
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" и Общественное объединение «Профессиональная Психологическая Лига» в соответствии с планом-графиком совместных вебинаров в период с 30 января по 6 марта 2021 провели Цикл Международных вебинаров «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения».
Цикл вебинаров завершила 13 марта 2021 года онлайн-конференция: «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения». Программа конференции
Основными направлениями работы еженедельных вебинаров выступили:
• Формы и методы работы педагога-психолога по диагностике суицидальных тенденций у детей и подростков;
• Профилактика суицидального поведения в практической деятельности педагога-психолога: отечественный и зарубежный опыт;
• Психологическая помощь и сопровождение ребенка, находящегося в «зоне риска» или кризисной ситуации. Практические рекомендации;
• Педагогические советы родителям. Правила этики общения с ребёнком в семье.
В рамках мероприятий участники (эксперты в области психологи и медицины, руководители и педагоги-психологи образовательных организаций разных типов и видов, общественных организаций, всего - более 2000 человек) получили ответы на вопросы о проблеме выявления и работы с подростками, склонными к суицидальному риску, о психологических особенностях детей с аутодеструктивным поведением, особенностях работы по практическим методикам, а также рекомендации по установлению контакта с ребенком, взаимодействию с родителями, консультированию в дистанционном формате, методам профилактики буллинга и кибербуллинга.
Мероприятия были приурочены также к реализации проектов: «Экосистема детства: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Электронный учебно-методический комплекс «Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком».
Представители региональных отделений Федерации психологов образования России, а также члены Профессиональной психологической лиги в своих выступлениях обосновали роль психолого-педагогического сопровождения в решении проблемы суицидального поведения несовершеннолетних, а также представили позитивный опыт командной работы, межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению и оказанию адресной помощи.
Интернет-ресурс международной конференции: https://rospsy.ru/2021-03-13
Участие в вебинарах бесплатное.
Модераторы мероприятия:
ООО «Федерация психологов образования России»:
Леонова Олеся Игоревна, Olesya_leonova@mail.ru, Исполнительный директор Федерации психологов образования России, к.псх.н.
ОО «Профессиональная психологическая лига»:
Байгазиева Жанар, Баязи Нургуль, prof.liga@mail.ru, менеджеры
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Вебинары Еженедельное проведение онлайн вебинаров и лекций продолжительностью 1-1,5 часа. |
30.01.2021 – 06.03.2021 |
2 | Семинар-конференция: «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения» | 13.03.2021 12.00 – 15.00 (Москва) 15.00 – 18.00 (Астана) |
План-график вебинаров
№ п\п |
Тема |
Дата |
Время (мск) |
Ф.И.О. спикера |
|
Личностные особенности подростков и детей различных возрастов. Суицидальное поведение подростков и его превенция. Перейти к просмотру видеозаписи
|
30.01.2021 |
11:30
|
Илюшин Василий Иванович, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Шахтёрск Углегорского городского округа Сахалинской области Соколова Татьяна Аркадьевна, директор ГБУ АО Центр «Надежда» (областной ППМС-центр), председатель Архангельского отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» |
|
Психологические особенности детей с поведенческими проблемами. Метод социальных историй в работе с детьми с поведенческими проблемами. Перейти к просмотру видеозаписи Арт-техники в работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. |
05.02.2021 |
10:00
12:00 |
Иванова Марина Геннадьевна, педагог- психолог государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Смыслова Марина Александровна, Пономарёва Ирина Сергеевна, педагоги-психологи государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» |
|
Индивидуальное психологическое консультирование обучающихся из «группы риска». Особенности проведения дистанционных консультаций Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку |
13.02.2021 |
14:30 |
Красноборова Варвара Сергеевна, педагог-психолог ГПБОУ СО "Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского (колледж)" Сухаревская Мария Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог МБОУ "Глуховская - школа -интернат №2", Москва |
|
Алгоритмы дистанционного психологического консультирования детей и подростков с суицидальными тенденциями. |
20.02.2021 |
11:00 |
Ермолаева Анна Валериевна, руководитель службы "Детский телефон доверия" Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета |
|
Технология раннего выявления обучающихся группы риска по суицидальному поведению |
27.02.2021 |
12:00 |
Банников Геннадий Сергеевич, к. мед.н., старший научный сотрудник Научно-практического центра профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», с.н.с. Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета Вихристюк Олеся Валентиновна, к псх.н., проректор по воспитательной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета |
|
Буллинг – негативное явление в школе. Интернет-зависимость. психологические особенности и пути преодоления |
06.03.2021 |
12:00 |
Шипицина Анастасия Александровна. Психолог. Преподаватель психологии. Руководитель психологического центра «Ориентир», г. Снежинск Челябинская область. Пономаренко Анастасия Александровна, преподаватель Московского института психоанализа, практикующий психолог, писатель. Лебедева Анна Леонидовна, педагог-психолог Колледжа туризма Санкт-Петербурга |
ВИДЕОЗАПИСИ РАБОТЫ ЦИКЛА ВЕБИНАРОВ
Видеозапись первой сессии вебинара от 30 января 2021 года |
|
В ходе первой сессии вебинара 30 января 2021 года участники ознакомились с опытом межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, рассмотрели организацию в Архангельской области психологической помощи и сопровождения ребенка, находящегося в «зоне риска» или кризисной ситуации. Лекторы вебинара Илюшин Василий Иванович (педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Шахтёрск Углегорского городского округа Сахалинской области) и Соколова Татьяна Аркадьевна (директор ГБУ АО Центр «Надежда» (областной ППМС-центр), председатель Архангельского отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России») представили практические рекомендации, предполагающие широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы с педагогическим коллективом, социальными и медицинскими службами, а также особенности координации межпрофессионального взаимодействия и опыт формирования у педагогов и педагогов-психологов компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах. Активная дискуссия участников вебинара развернулась по вопросу реализации в Архангельской области порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток, несуицидального самоповреждающего поведения и суицидов несовершеннолетних. По вопросу индикаторов суицидального риска у несовершеннолетних, представленных председателем регионального отделения Федерации психологов образования России Архангельской области, принято решение организовать дополнительное обсуждение и консультирование участников с использованием информационно-коммуникационных ресурсов организаторов мероприятия. В вебинаре приняло участие 500 человек - педагоги-психологи, руководители психологических служб, преподаватели вузов, которые осуществляют подготовку педагогов и психологов в Российской Федерации и Республике Казахстан. |
|
Видеозапись второй сессии вебинара от 5 февраля 2021 года
Метод социальных историй в работе с детьми с поведенческими проблемами |
|
Видеозапись второй сессии вебинара от 5 февраля 2021 года Арт-техники в работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию |
|
Вторая сессия работы вебинара была посвящена проблемам диагностики педагогом-психологом суицидальных проявлений у подростков, а также механизмам формирования личностных и социально-демографических антисуицидальных факторов (развитие социальных навыков, уверенности в себе, умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей, открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками и др.). Ведущий Иванова Марина Геннадьевна, педагог- психолог государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» представила метод социальных историй в работе с детьми с поведенческими проблемами. Вторая часть работы вебинара была посвящена практике реализации арт-техник в работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, на базе Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. О технологии работы рассказали педагоги-психологи высшей квалификационной категории Смыслова Марина Александровна и Пономарёва Ирина Сергеевна. В вебинаре приняло участие 300 человек - педагоги-психологи, руководители психологических служб, преподаватели вузов, которые осуществляют подготовку педагогов и психологов в Российской Федерации и Республике Казахстан. |
|
Видеозапись третьей сессии вебинара от 13 февраля 2021 года | |
На третьей сессии вебинара 13 февраля 2021 года обсуждались вопросы психологического консультирования в контексте превенции суицидального поведения детей и подростков. Красноборова Варвара Сергеевна - педагог-психолог ГПБОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского (колледж)» (г.Екатеринбург, РФ) выступила по теме: «Индивидуальное психологическое консультирование обучающихся из «группы риска». Особенности проведения дистанционных консультаций». В ходе вебинаров были рассмотрены:
|
|
Видеозапись четвертой сессии вебинара от 20 февраля 2021 года | |
В рамках четвертой сессии вебинара руководитель службы "Детский телефон доверия" Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета Ермолаева Анна Валериевна провела семинар на тему «Алгоритмы дистанционного психологического консультирования детей и подростков с суицидальными тенденциями». Ведущий представила слушателям – педагогам-психологам, руководителям психологических служб и преподавателям вузов, которые осуществляют подготовку педагогов и психологов в Российской Федерации и Республике Казахстан (более 1000 просмотров), алгоритмы практической работы консультанта дистанционной психологической службы (на примере телефона доверия) с абонентами с суицидальными мыслями; абонентами, находящимися в состоянии текущего суицида; после суицидальной попытки, и алгоритм консультации третьих лиц (родители, близкие ребенка) по проблеме суицидального поведения. Спикер также подробно рассмотрела различные виды ресурсов в работе с абонентами, заявляющими о своем желании покончить жизнь самоубийством. Выступление и презентация Анны Ермолаевой были встречены с большим вниманием. Слушатели отметили, что представленные руководителем службы «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ алгоритмы работы могут быть полезны для подростков других групп риска. |
|
Видеозапись пятой сессии вебинара от 27 февраля 2021 года | |
Материалы вебинара пятой сессии: Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников Памятка для родителей. Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе |
|
Видеозапись шестой сессии вебинара от 6 марта 2021 года | |
Тема вебинара шестой сессии: Буллинг – негативное явление в школе. Интернет-зависимость. Психологические особенности и пути преодоления. Ведущие:
Материал от ведущего А.Л. Лебедевой
Материал от ведущего А.А. Шипициной:
Материал от ведущего А.А. Пономаренко: |
Современный человек оказался перед необходимостью адаптироваться и искать новые пути выхода из сложных ситуаций, так как в его опыте не содержится похожих стратегий преодоления. Технологический прогресс внес противоречивые преобразования, где наряду с позитивными изменениями, стали актуальными вопросы, которые определяют самооценку качества жизни и личностные образования. Влияние пандемии на самооценку качества жизни личности, ожидаемо и прогнозируемо, как негативное ее изменение.
Наиболее уязвимыми в кризисных ситуациях жизни, в силу специфики возрастного развития, оказываются дети и подростки. Можно говорить об особой суицидальной незащищённости данной возрастной группы. По данным Всемирной организации здравоохранения Казахстан занимает третье место в мире по количеству самоубийств и лидирующее среди стран Центральной Азии.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, наряду с воспитанием и обучением подрастающего поколения, является сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников. Значимая роль в сохранении психологического здоровья детей и подростков отводится психологической службе учреждения образования.
В связи с потребностью и актуальностью темы было организовано проведение ряда мероприятий на тему «Суицидальное поведение в детском и подростковом возрасте как психологическая проблема». Целью данных мероприятий является получение слушателями теоретических знаний и практических рекомендаций по особенностям работы психологической службы, навыкам работы с несовершеннолетними лицами из «группы риска», которые выявлены по результатам опроса и оказание им психологической помощи. Кроме того, будут рассмотрены актуальные вопросы профилактики суицидального риска в РФ и РК, основные направления учебно-методического содержания, озвучены актуальные проблемы в процессе реализации диагностических и коррекционных программ.