Служба онлайн консультирования специалистов

Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" осуществляет консультационную поддержку специалистов по вопросам психолого-педагогического сопровождения образования.
Приглашаем педагогов-психологов, руководителей психологических служб, иных заинтересованных лиц задать вопрос экспертам Федерации психологов образования России.
Выберите экспертную комиссию, соответствующую тематике Вашего вопроса, и сформулируйте Ваш вопрос.
Ответ будет направлен на указанный Вами адрес электронной почты. На сайте предусмотрена публикация ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Одновременно информируем, что экспертные комиссии Федерации психологов образования России осуществляют экспертно-методическую деятельность: проводят профессионально-общественную экспертизу психолого-педагогических программ, технологий и методов практической работы педагога-психолога. Результатом положительного решения экспертной комиссии является присвоение грифа Федерации психологов образования России "Рекомендовано для реализации в образовательных организациях (социальной сферы), центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Информация об экспертной деятельности Федерации психологов образования России размещена на нашем сайте в разделе "Профессионально-общественная экспертиза".

CAPTCHA
Вы человек?
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Частые и актуальные вопросы

  • Вопрос от: Гостюхина Ольга Михайловна. Д
    ,Московская область
    Дата: 10 03 2020
    Тема: Численность детей на одну штатную единицу педагога-психолога МДОУ общеразвивающего типа
    Сообщение: Добрый день! На сколько воспитанников детского сада общеразвивающего типа полагается одна штатная единица педагога-психолога? В каких нормативных документах это отражено?
    Экспертная комиссия:
    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
    Ответ эксперта:
    Для детского сада общеразвивающего типа нагрузка педагога-психолога определяется работодателем с учетом Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (п.8.1), Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", инструктивного письма от 24.12.2001 №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", письма Минобразования РФ от 14 марта 2000 года N 65/23-16 О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, требований ФГОС, положений профессионального стандарта и др.

    В нормативных правовых документах утверждены нормативы штатных единиц педагога-психолога для работы в группах компенсирующей направленности (Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 г. № 32). Данные нормативы включены в Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования":
    п.20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях*(11).Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
    для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет;
    для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
    для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
    для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
    для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет;
    для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
    для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
    Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
    а) в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
    б) в возрасте старше 3 лет:
    не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
    не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
    не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
    Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
    При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
    П.21 .При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:
    детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
    детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
    детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
    для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
    для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога#) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
    для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога#) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
    для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
    для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).
    На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
    При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
    учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Приглашаем Вас обсудить практики наиболее эффективного распределения рабочего времени в решении задач психолого-педагогического сопровождения образования в ДОУ в рамках профессиональной дискуссии на сайте Федерации психологов образования России и подготовить статью об опыте психолого-педагогической работы в ДОУ для специального выпуска сетевого журнала "Вестник практической психологии образования" https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n3/ (адрес для направления материалов - rospsy.ru@gmail.com)."
  • Вопрос от: Участник вебинара
    Дата: 28 02 2020
    Тема: Вопросы вебинара по применению профстандартов работников образования и соц.сферы
    Сообщение: Разъясните, пожалуйста, вопрос об аттестации специалистов системы социального обслуживания на квалификационную категорию
    Экспертная комиссия:
    Применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
    Ответ эксперта:
    Переход организаций на работу в условиях профессиональных стандартов  предусматривает в качестве одного из направлений применения профессиональных стандартов оценку качества выполнения профессиональной деятельности в ходе аттестации по реализации трудовых функций и обязанностей, соответствующих должности и зафиксированных в должностной инструкции с учетом реальных профессиональных задач и на основе требований профессионального стандарта к выполняемой профессиональной деятельности в данной организации.
    Вместе с тем в настоящее время не установлен порядок  аттестации работников сферы социального обслуживания в целях установления соответствия уровня квалификации работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
  • Вопрос от: Участник вебинара
    Дата: 28 02 2020
    Тема: Вопросы вебинара по применению профстандартов работников образования и соц.сферы
    Сообщение: Какие профессиональные стандарты можно использовать для педагогических работников в учреждениях социального обслуживания?
    Экспертная комиссия:
    Применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
    Ответ эксперта:
    С целью определения наименований профессиональных стандартов для педагогических работников в учреждениях социального обслуживания, имеющих   лицензию на образовательную деятельность, необходимо осуществить анализ выполняемой работниками трудовой функции в соответствии с профессиональными стандартами. 
  • Вопрос от: Участник вебинара
    Дата: 28 02 2020
    Тема: Вопросы вебинара по применению профстандартов работников образования и соц.сферы
    Сообщение: Если для должностей "врач-педиатр" или "врач-невролог" нет профстандарта применительно к социальной сфере, в реабилитационных центрах системы социального обслуживания какие профстандарты необходимо использовать?
    Экспертная комиссия:
    Применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
    Ответ эксперта:
    Выбор профессионального стандарта, соответствующего должности, входящей в штатное расписание  учреждения системы социального обслуживания, должен быть основан на выполняемой трудовой функции по соответствующей должности. Утвержденные профессиональные стандарты системы здравоохранения могут применяться в организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, в  штатное расписание которых включены медицинские работники
  • Вопрос от: Участник вебинара
    Дата: 28 02 2020
    Тема: Вопросы вебинара по применению профстандартов работников образования и соц.сферы
    Сообщение: Разъясните вопрос о возможности проведения категорирования психологов в социальной сфере и психологов. Очень актуальный вопрос для удержания и привлечения специалистов.
    Экспертная комиссия:
    Применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
    Ответ эксперта:
    В соответствии с ЕКС работодатель вправе применять должностное категорирование для должностей, где оно предусмотрено.