Реестр наиболее эффективных методов социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой и социально- бытовой реабилитации (абилитации) и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в зависимости от нозологии, степени ограниче

Заголовок Вид реабилитации Описание метода
Арт-коворкинг “Cookies’ club” для детей с особыми потребностями Социально-бытовой, Социально-психологический

Особенностью работы коворкинга является обращение к ресурсам личности, получение позитивного опыта реализации потребностей и переживание ситуации успеха не только в пространстве образовательного или реабилитационного учреждения, но в пространстве города, реальной жизни. Таким образом преодолевается иждивенческая позиция ребенка с особыми потребностями и формируется понимание равноценности и востребованности

Информирование по вопросам социально-бытовой реабилитации абилитации Социально-бытовой

Информирование получателя услуг о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации ребенка-инвалида;

информирование получателя услуг об организации безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в быту (в местах проживания).
Мероприятие обязательно при первичном прохождении реабилитации и абилитации. Далее - по запросу законного представителя.

Консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации Социально-бытовой

Консультирование о порядке получения услуг для целей социально-бытовой реабилитации, абилитации, включенных в ИПРА ребенка-инвалида.


Услуга обязательна при первичном прохождении реабилитации и абилитации. Далее - по запросу законного представителя.

Личностно-ориентированное планирование жизни Социально-педагогический, Социально-психологический

Направленность метода: коррекция, профилактика, раскрытие потенциала личности человека с интеллектуальными нарушениями. Нозологии: дети и молодые люди с разной степенью интеллектуальных нарушений (легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью). Основной вид работы индивидуальный. Может быть использован групповой метод с количеством человек  в подгруппе 2-4. Метод практически не имеет рисков и ограничений. Методом могут пользоваться специалисты, работающие с детьми и молодыми людьми с инвалидностью. Обучение методу может проходить дистанционно.

Метод гармонизации личности через физические упражнения. Социально-психологический

Практика по адаптивному физическому воспитанию: «Хатха-йога» в одной стороны, выделяется физической пользой. Занятия йогой помогают детям снять стресс, улучшают функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой, нервной и пищеварительной систем, снимают усталость и депрессию. Однако, главной особенностью применения данной практики является обучение контролировать свои тело, разум, эмоции в процессе выполнения базовых асан.

Метод домашнего визитирования Социально-бытовой, Социально-психологический, Социально-средовой

Проводится первичное и (или) комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка, консультирование родителя (законного представителя). Домашнее визитирование осуществляется по заявлению родителя (законного представителя) в случаях, если ребенок имеет медицинские противопоказания к посещению учреждений, у ребенка имеются тяжелые и множественные нарушения развития, при необходимости оценки среды, в которой проживает и воспитывается ребенок.

Метод индивидуализации и дифференциации в обучении Социально-педагогический, Социально-средовой

Данный метод позволяет в реабилитационно-образовательном пространстве разрабатывать образовательные индивидуальные маршруты для детей, опираясь не только на имеющуюся базу знаний детей, с которой они поступают, но и анализировать содержание всех используемых рабочих программ. Для реализации метода дифференцированного и индивидуального подхода учитель руководствуется принципами коррекционной направленности, доступности обучения, наглядности и ситуации успеха.

Метод коррекции основных свойств произвольного внимания у детей Социально-психологический

Метод включает игровые занятия, направленные на закрепление речевого материала, способствующие сплочению всех равноправных участников; коммуникативные игры, которые создают положительную атмосферу и поддерживают командный дух; упражнения и игры, направленные на развитие  эталонов внимания и навыков волевой, произвольной регуляции, а также упражнения на рефлексию, развивающие аналитико-синтетическую деятельность, толерантность и эмпатию.

Метод личностно-ориентированного планирования жизни детей и молодых людей с нарушениями интеллекта Социально-психологический, Социально-средовой

Данный метод основывается на долгосрочной работе с детьми с нарушениями интеллекта. При постоянной работе с педагогами-психологами детям удается лучше себя понять и выстроить траекторию своего движения в жизни. Данный метод ориентирован на создание специальных карт, отражающих основную информацию о ребенке с ОВЗ. Карты являются основой для составления плана действий по включению человека в планирование различных сторон своей жизни.

Метод образовательно-просветительской работы с родителями Социально-педагогический

Включает деятельность специалистов, в помощи которых нуждается семья ребенка с отклонениями в развитии. Образовательно-просветительское направление — это первая исторически сложившаяся форма работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии. В нашем подходе это направление не несет основной нагрузки, однако, выполняет очень важную подготовительную (пропедевтическую) функцию.

Метод погружения в бытовые процессы посредством средств дополненной и виртуальной реальности. Социально-средовой

Данный метод применяется в  виртуальной лаборатории для социально-бытовой реабилитации детей с ОВЗ. Применяя современные ИКТ, детям с ОВЗ становится намного проще овладеть навыками приготовления блинов, уходом за собой, и т.д. Внедрение новых моделей социально-реабилитационной работы дает возможность обучать детей-инвалидов навыкам самообслуживания и профессионально-трудовой деятельности на безопасном примере своей деятельности в виртуальном пространстве. 

Метод погружения в естественно-научный процесс Социально-педагогический, Социально-средовой

Данный метод реализуется на практике «VR на уроках естественно-научного цикла». Использование виртуальной лаборатории при работе с детьми ОВЗ повышает их заинтересованность на занятиях, улучшает усвоение учебного материала, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, позволяет осознанно контролировать и исправлять ошибки, ориентирует на успех. Методика работы позволяет индивидуально подойти к каждому ребёнку, подобрав уровень сложности с учетом его потребностей.

Метод погружения в мир эстетики с помощью технологий виртуальной реальности Социально-психологический

Данный метод рассматривается в практике «Арт-терапия виртуальной реальности».
По мнению А.И. Копытина, арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством и представляет собой лечебное применение изобразительного творчества, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. 
Практика заключает в себе несколько блоков работы:формулировка запроса, диагностика,арт-терапия с использованием дополненной реальности,арт-терапия (рисование) в виртуальной реальности, рефлексия.
Несомненно, создание “объекта”, “ресурсного состояния”, “ресурсного места”, “мандалы” в виртуальной реальности обладает несравнимо большей силой и интенсивностью воздействия на клиента и вызывает больший эмоциональный отклик. 
 

Метод психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и риском развития инвалидности Социально-бытовой, Социально-психологический

Данный метод направлен на работу с детьми с ОВЗ, а также семьями. Он направлен на разработку и внедрение технологий комплексной диагностики ребенка в раннем возрасте, организацию помощи и поддержки детей и семей на основе разработки и реализации индивидуальных программ ранней помощи, домашнее визитирование, повышение психолого-педагогической родительской компетентности в вопросах развития, обучения, воспитания, абилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в удаленных районах мобильной бригадой Социально-педагогический, Социально-психологический, Социально-средовой

С помощью  данного метода проводится первичное и (или) комплексное психолого-педагогическое обследование детей, разработка оптимального маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП). Данный этап начинается с обсуждения командой специалистов трудностей ребенка с ОВЗ, результатов диагностического обследования. Каждый специалист в пределах собственной профессиональной компетенции и с учетом проведенного обследования ребенка предлагает варианты маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. После детального определения всех потребностей развития и коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ, с учетом рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения и мнения команды специалистов определяются пути оказания помощи семье.
Далее реализуется психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Практико-действенный этап может включать разные варианты психолого-педагогического сопровождения. 
 

Метод развития творческих способностей Социально-педагогический, Социально-психологический

Для развития творческих способностей у детей используется огромный потенциал, заключенный в изобразительной и декоративной деятельности, использовании нетрадиционных техник (коллаж, рисование, соленое тесто, папье-маше, аппликация, поделки из природного и упаковочного материала и др)
Для реализации намеченной цели проводятся мероприятия по следующим направлениям: 
-прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; 
-обводка по контуру, по трафарету, через прозрачную бумагу; 
-штриховка, раскрашивание; 
-вырезание и сгибание бумаги;
 -занятие мозаикой, аппликацией.    
Программа включает в себя изучение  различных видов декоративно – прикладного искусства: солёное тесто, папье-маше, квилинг.
 

Метод совместной продуктивной деятельности Социально-бытовой, Социально-педагогический, Социально-психологический

Предназначен для работы с детьми с ДЦП дошкольного возраста. Метод включает комплекс занятий, проводимых в течение всего учебного года (с сентября по май, включительно), 1 раз в неделю в детском саду и трех занятий, предлагаемых к выполнению на семейных мастерских, во время каникул. Каждое занятие сопровождается устными (при нахождении родителей на занятии) или письменными практическими рекомендациями для родителей и педагогов (по итогам занятия). Этапы выполнения:
1.    Подготовительный блок: релаксация, психологический настрой на работу.
2.    Оздоровительный блок: «тропа здоровья» -  использование тренажеров для развития мелкой, крупной моторики, координации движений, физкультминутки и психогимнастики, электронные физминутки для глаз.
3.    Основной блок: 
1)    Подготовительные тематические сенсорные, развивающие игры (введение в тему) 
2)    Продуктивные виды деятельности совместно со взрослым (поделка)
4.    Завершающий блок: релаксация , обратная связь. Ритуал прощания.
 

Метод социализации и построения воспитательного пространства Социально-педагогический, Социально-психологический

Для полноценной социализации учащихся с ОВЗ необходимо выполнения главного условия это - участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Социализация и адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Социализированные учащиеся как с ОВЗ так и здоровые становятся более толерантными по отношению друг к другу. В работе с детьми с ОВЗ работа по социализации проходит для: приобщения «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, 
обеспечения и включения в общество,  подготовки к активному участию в социальной жизни общества.
 

Метод участия в познавательно - трудовой деятельности Социально-средовой

Дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить бытовые навыки, профориентационные знания умения и навыки,  укрепить  психическое  здоровье, улучшить эмоциональное состояние. Реализация метод  пробуждает интерес к собственной личности, семейным взаимоотношениям; формирует жизненно важные навыки: коммуникабельность, активность, креативность.
Метод направлен на преодоление  обособленности, приобретение навыков коммуникации и умение осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знаний и навыков для решения повседневных задач. 
 

Метод эмоционально-сознательного музицирования Социально-педагогический, Социально-психологический

В практике «Музыкальные неологизмы» применяется метод реабилитации музыкой, вызывающий у детей чувство восторга и радости. Придавая определенный звук предметам и воспроизводя музыку дети развивают двигательные функции (подвижность кистей рук, суставов), мышечную силу, точность движений, слуховое восприятие; преодолевают скованность и вялость; совершенствуют творческие и музыкальные способности. В процессе занятий объединяются воедино чувства и мысли детей, эмоциональный и сознательный компоненты. Это обеспечивает осмысление музыкальных образов и силу сопереживания им.

Обучение практическим навыкам сопровождения ребенка-инвалида Социально-бытовой

Проведение практического занятия (тренинга) направленного на обучение ухода за инвалидом (санитарно-гигиенический уход, уход за стомой и т.д.), оказанию помощи ребенка-инвалиду в организации социально-бытового взаимодействия в различных ситуациях при нахождении в социально-бытовых условиях, в том числе безопасности;  оказания помощи ребенку-инвалиду в ориентировании и самообслуживанию в быту, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных ассистивно-коммуникационных технологий (коммуникаторов, устройств и знаковых систем); 

Нуждаемость определяется по результатам социально-средовой диагностики и по запросу законных представителей.

Проведение мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов Социально-бытовой

Проведение практического занятия (тренинга) с ребенком-инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков самостоятельного бытового обслуживания; 

проведение практического занятия (тренинга) с ребенком-инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков эффективного и безопасного бытового взаимодействия в различных ситуациях при нахождении в бытовых условиях.


Нуждаемость определяется по результатам социально-бытовой диагностики.

 

Психотерапевтические методы Социально-психологический

Использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов арт-терапии (изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, фототерапии, песочной терапии, музыкальной терапии), семейной терапии. Директивный подход практически не используется на занятиях, за исключением конкретных случаев, когда требуется вмешательство специалиста. Кроме того, в работе используется интегративный подход (сочетание нескольких техник на одном занятии).

Разработка индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации Социально-бытовой

Обсуждение с получателем услуг плана проведения социально-бытовой реабилитации, абилитации ребенка-инвалида, включающего:
- конкретные мероприятия по социально-бытовой реабилитации, абилитации;
- их кратность;
-длительность;
- необходимость использования ТСР и вспомогательных технических устройств при предоставлении услуг по социально-бытовой реабилитации, абилитации;
-методы; 

коррекцию (при необходимости) индивидуального плана социально-бытовой реабилитации, абилитации ребенка-инвалида с учетом пожеланий и возможностей получателя услуг.
 

Социально-бытовая диагностика Социально-бытовой

Сбор социально-бытового анамнеза;

оценка социально-бытового статуса (выявление существующих возможностей препятствий в бытовом обслуживании);

формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики. 
 

Улучшение эмоционального состояние посредством верховой езды Социально-педагогический, Социально-психологический

Практика «Верховая оздоровительная езда» способствует развитию коммуникативных функций занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с инструктором  и коноводом, а также совместно ухаживают за лошадьми и помогают в уборке конюшни;
- посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, РВЕ способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого; 
- за счет совместной деятельности РВЕ способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности, 
- посредством занятий происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными.