Модель организации работы психологической службы в системе образования
Ильина Вероника Владимировна, Елисеева Александра Григорьевна, Дружинина Наталья Викторовна
Орлова Светлана Александровна
e-mail: Orlova_29@mail.ru
тел/факс + 79207274888
305008, Курск, ул. Заводская 81
В программе интегрирован многолетний опыт работы психологической службы МБОУ «Лицей № 21» г. Курска.
Главным принципом в этой модели является работа не одного педагога-психолога, а работа целой команды педагогов-психологов в образовательной организации. Для реализации такого системного психолого-педагогического сопровождения и создана данная программа. В ней подробно представлена организация системы профессиональной деятельности команды школьных
психологов:
- используемый диагностический инструментарий для психологического
мониторинга обучающихся с 1 по 11 классы;
- цели и технологии психологического просвещения и коррекционно-развивающей работы со ссылками на научно-практическую литературу;
- основные документы, регламентирующие деятельность психологической службы образования;
- материально-техническое оснащение, организация «доступной среды» и кабинета психологии.
В программу также включен учебно-методический комплект (УМК) по предмету «Психология», который может преподаваться в общеобразовательных организациях на занятиях внеурочной деятельности,
ПДО.
Подробная информация
В ноябре 2010 года на областном (региональном) научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы работы педагога-психолога образовательных учреждений: трудности, находки, перспективы» с участием
Дубровиной И.В. (г. Москва) был представлен один из этапов организации работы психологической службы в лицее «Психолого-педагогическое
сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся» (педагогпсихолог МБОУ «Лицей №21» Орлова С.А.). В декабре 2016 года на базе МБОУ «Лицей №21» научно-методический центр г. Курска провёл городской обучающий семинар для педагогов-психологов г.Курска по вопросам организации работы психологической службы в образовательных организациях города, где психологическая служба лицея транслировала программу организации своей работы. В апреле 2017 г. в рамках заседания отделения педагогов-психологов РУМО в системе общего образования Курской области «Использование
результатов оценочных процедур для обеспечения качества общего
образования» педагог-психолог Орлова С.А. (МБОУ «Лицей № 21» г. Курска) представила опыт реализации диагностических процедур (психологический мониторинг) на примере действия модели психологической службы лицея. В январе 2018 года педагог-психолог Орлова С.А. ( МБОУ «Лицей № 21» г. Курска) на заседании отделения педагогов-психологов РУМО в системе общего образования Курской области представила свою программу по предмету «Психология» как пример для создания программы и учебно--методического комплекта (УМК) для преподавательской деятельности педагога-психолога в образовательной организации. В октябре 2019 года на расширенном заседании РУМО в системе
общего образования Курской области педагог-психолог Орлова С.А. ( МБОУ «Лицей № 21» г. Курска) представила опыт работы психологической службы лицея по теме «Психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в МБОУ «Лицей №21» г. Курска.
1.Успешная адаптация обучающихся к образовательному процессу на
всех этапах обучения через психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса.
2. Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему
саморазвитию (личностные, физические, интеллектуальные и другие
потенциалы).
3. Создание психологического мониторинга для отслеживания, развития
и коррекции (по необходимости) личностного статуса и личностных
результатов обучающихся.
4. «Модель» выпускника : успешная социализация и адаптация
обучающихся к новым условиям дальнейшего обучения или
профессиональной деятельности
Целью программы является создание такой модели организации
работы психологической службы в системе образования, которая
- позволит повысить эффективность деятельности образовательного
учреждения через гармонизацию психического развития обучающихся,
- обеспечит успешную социализацию обучающихся,
- сохранит и укрепит психическое здоровье всех участников
образовательного процесса,
-предупредит отклонения в развитии и поведении обучающихся,
- защитит права детей.
организация системы профессиональной деятельности школьных
психологов;
определение основных направлений работы психологической
службы в школе;
изучение личности обучающихся и ученических коллективов в
целях организации индивидуального и дифференцированного
подхода в процессе обучения и воспитания;
содействие в приобретении обучающимися, педагогами и
родителями психологических знаний, умений, навыков
необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
оказание целенаправленного влияния на формирование
благоприятного социально-психологического климата в
учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
реализация образовательных программ (профильное обучения,
работа с одаренными детьми, детьми с особыми
образовательными потребностями);
пропаганда среди обучающихся, педагогов и родителей
здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных
факторов риска утраты здоровья.
Качественные критерии:
1. Положительная динамика психо-эмоциональных состояний
обучающихся : снижение уровня школьной тревожности, негативных
эмоциональных переживаний, связанных с лицеем.
2. Положительная динамика мотивационной сферы обучающихся:
увеличение уровня познавательной активности в лицее, рост учебной
мотивации, преобладание учебных мотивов.
3. Положительная динамика личностных особенностей обучающихся:
снижение акцентуаций характера, преобладание адекватной
самооценки у обучающихся, уменьшение поведенческих отклонений,
увеличение количества обучающихся с конструктивными способами
разрешения конфликтов в классе, в группе.
4. Увеличение количества обучающихся, адаптированных к процессу
обучения в лицее, в том числе, к профильному обучению (10-11
классы).
5. Создание личной индивидуальной «модели» выпускника с учётом
личностных результатов и приобретённых компетенций.
6. Оптимальный психологический климат в классах, безопасная
психологическая среда в образовательном учреждении.
Количественные критерии:
1. Увеличение процента обучающихся со статусом «принятые»,
снижение процента обучающихся со статусом «принятые условно» и
«аутсайдеры».
2. Увеличение показателей по следующим личностным категориям
обучающихся:
волевая саморегуляция, уверенность в себе, лабильность,
коммуникативность, эмпатия, хорошее понимание социальных норм;
снижение уровня нервных напряжений,
3. Снижение частоты агрессивных и деструктивных проявлений
поведенческих реакций обучающихся в образовательной среде.
4. Увеличение количества обучающихся, задействованных в психолого-педагогическом сопровождении через внеурочную деятельность, ПДО,
службу медиации.
5. Организация летнего отдыха для обучающихся лицея (с учётом их
личностных особенностей): дети «группы риска», одарённые дети,
лидеры, дети с особенными образовательными потребностями - в профильных лагерях Курской области («Вертикаль», «Комсорг», «Монолит», «Спасатель», «Гармония», «Магистр») и в других регионах
России ( «Сириус», Артек, Орлёнок).
- обучающиеся начальной школы, включая детей с особыми
образовательными потребностями;
- обучающиеся основной школы, включая детей с особыми
образовательными потребностями ;
- обучающиеся средней школы, включая детей с особыми
образовательными потребностями ;
- педагогический коллектив образовательной организации;
- специалисты сопровождения образовательного процесса: педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед, медицинские работники;
- администрация образовательной организации;
- родители (законные представители) обучающихся 1-11 классов