"Система работы "Психологическое сопровождение процесса развития одаренности учащихся в Лицее"
электронный адрес: alennvkz@mail.ru
телефоны: сотовый: 8-903-994-9902
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) важным личностным результатом является формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и другой видов деятельности.
В связи с этим возникла необходимость создания адаптационного тренинга, целью которого является: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся девятых классов
Подробная информация
Семья:
Отсутствие опыта внеситуативно-личностного общения.
Дефицит мотивации общения и взаимодействия с другими.
Недоверие к людям.
Боязнь других.
Неэффективные стили детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарный, дистация).
Школа:
Авторитарный стиль педагогического общения.
Внешний контроль поведения.
Неспособность оказать своевременную помощь и поддержку ребенку во взаимоотношениях со сверстниками.
Территория:
Низкий образовательный, культурный ресурс региона.
Для учащихся:
повышение уровня социально-психологической адаптации старшеклассников, развитие конструктивных способов решения конфликтов;
повышение уровня готовности учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности (соответствие профиля, профессиональных интересов и склонностей, и индивидуальных личностных характеристик старшеклассников);
развитие у старшеклассников креативности, сформированности интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, демонстрация возможностей использования
креативности при решении жизненных проблем;
формирование навыков: понимание процедуры прохождения экзаменов; развитие навыков регуляции своего эмоционального состояния; понимание себя; уверенность в своих силах; умение пользоваться разными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций
Для педагогов:
знакомство с основными теоретическими положениями о развитии одаренности учащихся;
разработка психолого-педагогических средств развития интеллектуальной одаренности на своем предметном материале;
знание основных теоретических положений современной конфликтологии;
умение взаимодействовать с детьми различной акцентуации характера;
овладение технологией переговорного процесса и процедуры посредничества;
развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики возникновения профессионального выгорания;
получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего профессионального здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями; формирование высоко функциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих возникновению профессионального выгорания у педагогов;
осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения педагогов; развитие рефлексивных Способностей у педагогов.
Для родителей:
знание возрастных особенностей подросткового и юношеского периода;
предвидение рисков в поведении детей подросткового и юношеского периода и овладение технологиями поддержки одаренных детей.
Психологическое сопровождение участников образовательных отношений как условия развития интеллектуальной одаренности лицеистов
Для учащихся:
исследовать компоненты одаренности учащихся для определения направлений их развития;
осуществлять психологическую поддержку учащихся в период адаптации к образовательному процессу в Лицее (9-е классы);
развивать творческое мышление учащихся Лицея;
оказывать психологическую помощь учащимся Лицея в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
осуществлять психологическую подготовку к олимпиадам, научно-практическим конференциям, экзаменам одаренных учащихся.
Для педагогов:
развивать профессионально-личностную компетентность педагогов, работающих с одаренными учащимися.
Для родителей:
осуществлять взаимодействие с родителями для поддержки учащихся в реализации их интересов в Лицее и семье.
Эффективность программы проверяется с помощью тестирования перед началом проведения занятий по программе и в заключении программы с использованием методик определяющих уровень развития адаптации: «Диагностика социально-психологической адаптации», К. Роджерс, Р. Даймонд; «Рисуночная методика фрустрации», С. Розенцвейга
2. Педагоги образовательного учреждения
3. Родители старшеклассников