Мир вокруг меня (Влияние формирования ценностных ориентаций на личностное развитие подростков)
Попова Татьяна Николаевна – педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9, avpopov.1976@mail.ru
Данная программа «Мир вокруг меня» разработана в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганды здорового образа жизни в МБОУ Наро-Фоминской СОШ №9 и представляет собой комплекс психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на развитие жизненных ценностей, формирование у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, необходимых им в повседневной жизни. Существенной частью системы профилактики является организация досуга и занятости детей во внеурочное время. Сюда включаются различные мероприятия спортивного, трудового, развлекательного, информационно-познавательного и эмоционального характера, имеющие целью развивать и формировать различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней.
Подробная информация
Семья:
Наличие аддиктивного поведения родителей, алкоголизм или наркомания родителей. Созависимые отношения в семье. Проблемы семейного насилия, отсутствия позитивной ролевой модели. Низкий образовательный и культурный уровень семьи, маргинальная семья.
Для нехимических аддикций характерны (часть при внешнем благополучии) различные семейные дисфункции, нарушения стиля семейного воспитания (попустительство, гиперопека, противоречивость требований), нарушения привязанности, отсутствие доверия и теплоты в отношениях). Травмирующие события в семье, насилие по отношению к ребенку вне семьи.
Школа:
Негативный школьный климат, высокая конкурентность, стресс, неспособность соответствовать требованиям школы к интеллектуальному развитию обучающихся, небезопасная среда, отвержение со стороны учителей и одноклассников, социальное неравенство, отсутствие или неэффективность мер профилактики аддиктивного поведения. Случаи распространения ПАВ в школьной среде.
Территория:
Особенности социальной инфраструктуры, с низким уровнем общей культуры или неблагоприятной обстановкой с употреблением ПАВ и высоким уровнем алкоголизма.
Мода на употребление наркотических средств и психотропных веществ (НСПВ), особенно так называемых «легких» наркотиков, наличие особой субкультуры в молодежной среде.
Нехимические аддикции более часты в мегаполисах и городах с хорошими техническими интернет ресурсами.
1. Снижение количества обучающихся, состоящих на различных профилактических видах учета.
2. Позитивная динамика у школьников, принявших участие в проекте, развития таких личностных свойств, как: адекватная самооценка; ценностное отношение к своему здоровью и жизни; способность управлять эмоциями, принимать решения, избегать ситуаций риска; развитие критического мышления, умения оказывать сопротивление давлению; ответственности; навыков конструктивного общения, стремления к самореализации.
3. Повышение родительских компетенций по профилактике различного рода зависимостей и формированию активной жизненной позиции.
4. Разработка алгоритма (плана) взаимодействия всех участников образовательного процесса, МКЦ и субъектов профилактики Наро-Фоминского г.о.
5. Позитивная динамика количества обучающихся, занятых в педагогически контролируемых видах внеучебной активности.
6. Обобщение и распространение опыта работы по Программе посредством семинаров, конкурсов, конференций.
Формирование позитивных жизненных ценностей и развитие у обучающихся, участвующих в проекте, личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей.
- формирование у обучающихся жизненных навыков, стресс-преодолевающего поведения, системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни, негативного отношения к различным видам зависимости через расширение теоретических и практических знаний об организации своего досуга через творческую деятельность и вовлечение детей в общественно полезную и социально значимую среду;
- развитие умения детей правильно оценивать свои и чужие действия, осознавать и адекватно выражать свои мысли и чувства; формирование навыков взаимодействия с людьми;
- реализация мероприятий, направленных на определение рисков формирования различного рода зависимостей;
- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- просветительская работа с родителями школьников и педагогов по вопросам профилактики зависимого поведения у детей;
- разработка алгоритма взаимодействия всех участников образовательного процесса, волонтеров Молодежного комплексного центра и субъектов профилактики НароФоминского г.о
социальный педагог;
классные руководители;
волонтеры МКЦ.