Психолого-педагогическая программа по развитию характеристик эмоционального здоровья первоклассников «Мой внутренний мир»»
Вложение | Размер |
---|---|
Гриф Ергина Елена Владимировна_0.pdf | 261.41 КБ |
Диплом лауреата Ергина Елена Владимировна.pdf | 154 КБ |
Благодарность Ергина Елена Владимировна.pdf | 165.34 КБ |
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.
Однако, по данным исследований (Ивахненко Л.И., 2012; Гамова С.Н., 2014; Березняк Г.П., 2016; Киричатая Е.В., Казакова Е.В. 2017-2020) около 20% первоклассников имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротических симптомов. Проблемы, связанные с эмоциональным здоровьем школьника, которые проявляются в плохом самочувствии и настроении, высоком уровне тревожности и страхов, низкой самооценке, в неумении адекватно выражать эмоции, могут негативно сказываться на адаптации ребенка к школе, и, как следствие, на его развитии.
Для успешной адаптации первоклассников необходимо психологическое сопровождение, в том числе через проведение программ, включающих развитие характеристик эмоционального здоровья в комплексе. В связи с чем появилась необходимость в разработке психолого-педагогической программы по развитию характеристик эмоционального здоровья первоклассников.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мой внутренний мир» является то, что она включает в себя развитие характеристик эмоционального здоровья в комплексе; а также несколько арт-терапевтических направлений (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и пластилинотерапия).
К преимуществам программы можно отнести то, что ее можно реализовывать в условиях большой наполняемости классов (до 30 человек в группе); невысокая продолжительность программы (около 3-4 месяцев); продолжительность занятий в программе не превышает 45 минут, что позволяет встроить занятия в образовательный процесс.
Программа успешно апробирована в одной из школ г. Архангельска в 2021-2022 учебном году. В реализации программы приняли участие 29 первоклассников. В ходе программы дети научились понимать свои эмоции и управлять ими, сопереживать другим людям, повысили уверенность в себе. Полученные результаты, обратная связь от педагогов, родителей и детей, принимавших участие в ее реализации, доказывают ее эффективность.