Коррекционно-развивающая программа для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности
http://gppc.ru/ gppc@edu.mos.ru
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
Программа направлена на формирование произвольной саморегуляции деятельности у детей 6-11 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), которые характеризуются нарушением внимания, импульсивностью, дисгармоничностью развития двигательной сферы в виде неловкости, снижением сосредоточения, выраженной отвлекаемостью, эмоциональной неустойчивостью и неадекватной самооценкой. Проблема СДВГ в данной программе впервые связывается с несформированностью системы саморегуляции произвольной деятельности и рассматривается как её частный случай. В связи с этим в программе прописан качественно иной основополагающий подход к
коррекционно-развивающей работе с детьми, заключающийся в поэтапном формировании
стратегий эффективной произвольной деятельности, таких как целеполагание, моделирование,
планирование, самоконтроль и самокоррекция. Занятия по программе приближены к ведущим видам деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. На занятиях создаются условия, позволяющие ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.
Подробная информация
Коррекционно-развивающая программа для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции
деятельности ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с
нарушением/трудностями в саморегуляции произвольной деятельности, в том числе с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью, которые испытывают трудности в усвоении
общеобразовательной программы. Программа не рекомендуется детям с сниженным порогом
судорожной готовности, интеллектуальной недостаточностью, выраженными нарушениями
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, деструктивным поведением.
В период 2015-2017 учебных годов был создан и апробирован коррекционноразвивающий модуль, включающий в себя:
- коррекционно-развивающую программу для детей 6-11 лет с нарушением
саморегуляции деятельности;
- базовый комплект оборудования;
- программу дополнительного профессионального образования для педагоговпсихологов.
Семья:
Неготовность родителей принять выявленные в ходе обследования дефициты своего ребенка (несогласие с диагнозом и кругом выявленных проблем).
Школа:
Недостаточность ресурсов, обеспечивающих специальные образовательные условия.
Территория:
Отсутствие специалистов коррекционного профиля с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
По итогам реализации программы предполагается положительная динамика в системе
саморегуляции произвольной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраст, с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития
ребёнка. Дети будут уметь:
- Ставить перед собой цель, предстоящей деятельности, четко формулируя замысел;
- Выделять значимые условия, необходимые для достижения цели
- Создавать план работы и алгоритм действий;
- Контролировать себя в процессе деятельности, не отвлекаясь на посторонние
стимулы;
- Находить и исправлять ошибки, возникающие в процессе деятельности.
Также целевым ориентиром ожидаемых результатов программы являются развитие
эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей, которые в результате прохождения
программы овладеют:
- навыком личностно-ориентированного общения и произвольной регуляции
поведения.
- навыком использования стратегий саморегуляции в произвольной деятельности (в
учебной и повседневной).
- навыками бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, родителями и
педагогами.
Целью данной программы является развитие саморегуляции произвольной деятельности
у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью.
Программа предполагает реализацию следующих задач:
Образовательные:
- формирование навыка работать в едином организованном пространстве;
- развитие навыка следования инструкциям и работы по заданному алгоритму;
- формирование основ универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающие:
- развитие компонентов саморегуляции произвольной деятельности (целеполагание,
моделирование, планирование, самоконтроль, самокоррекция)
- развитие произвольного внимания
- формирование произвольного поведения
Воспитательные:
- отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками;
- освоение норм социального поведения;
- формирование личностных качеств учащегося (позиция ученика, мотивация,
адекватная самооценка и т.д.).
Диагностические:
- определение уровня развития познавательной сферы, системы саморегуляции
произвольной деятельности и произвольного внимания
Качественными критериями оценки достижения планируемых результатов программы
являются:
- Повышение качества результата деятельности: ребенок самостоятельно выделяет и
формулирует цель предстоящей деятельности, удерживает поставленную цель до конца задания;
выделяет значимые условия необходимые для достижения цели и создает план действий;
контролирует выполнение запланированного алгоритма действий, не отвлекаясь на посторонние
стимулы и находит рассогласования цели и результатов деятельности, своевременно их
исправляя.
- Благоприятный микроклимат на занятии, положительный эмоциональный фон и
бесконфликтное взаимодействие, позволяющие ребенку раскрыть свои потенциальные
возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.
Количественными критериями оценки достижения планируемых результатов программы
являются:
- Улучшение характеристик внимания (точности и скорости обработки информации)
по результатам Теста Тулуз-Пьерона (Приложение 1).
- Положительная динамика в системе саморегуляции произвольной деятельности у
детей по результатам диагностики развития базовых системно-функциональных компонентов
саморегуляции деятельности у детей 6-11 лет «Построй свой дом» (Приложение 1).
- иметь высшее психологическое образование и быть компетентными в соответствии
с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- знать психофизические и возрастные особенности развития детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением саморегуляции произвольной
деятельности, в том числе с СДВГ, а также специфику и основные принципы работы с данной
категорией детей.
- владеть современными технологиями и методами коррекционно-развивающей
работы с детьми с особыми образовательными потребностями (нейропсихологической
коррекции, адаптивной физической культуры, IT компетенциями и т.д.).
- пройти обучение и стажировку по использованию технологии, используемой в
программе (содержание игр и упражнений защищено авторским правом).