Авторская психолого-педагогическая программа «Круг сообщества»
http://gppc.ru/
gppc@edu.mos.ru
Программа адресована детям подросткового возраста, находящимся в конфликте, совершившим правонарушение, а также детям «группы риска» (состоящим на ВШУ ОО и учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Рекомендуемый возраст участников: 11-16 лет. Участники программы - учащиеся общеобразовательных школ, находящиеся в конфликте, или совершившие нарушение порядка/правонарушения с причинением вреда или обиды. Также по согласованию с участниками и ведущим допускается участие следующих лиц: классные руководители, друзья, одноклассники, родители и другие значимые для этих учащихся люди.
Подробная информация
Учащиеся школ, находящиеся в конфликте (в том числе с причинением
вреда), в том числе совершившие противоправные действия в возрасте от 11
до 16 лет. Обычно участники находятся в сильном эмоциональном
напряжении, у них много предубеждений по отношению друг к другу, часто
наблюдается желание отомстить, наказать или изгнать противоположную
сторону. В некоторых случаях ситуация включает юридическую сторону
(например, заявление в полицию) и других участников (родители,
одноклассники).
социальных рисков Городского психолого-педагогического центра
Департамента образования города Москвы совместно с образовательными
организациями города в 2015-2016 годах. Подробнее с информацией можно
познакомиться на сайте ГБУ ГППЦ ДОГМ https://gppc.ru/work/prevention-ofnegativity/regen/
В апробации приняли участие 267 образовательных организаций.
Количество участников: 6940 учеников, 6720 родителей и 4818
педагогов. Данные зафиксированы в отчетах АИС и приводятся в
Мониторинге деятельности служб примирения за 2015 – 2016 годы.
Примерно в 90 % проведенных программ участники составили договор
или план совместных действий по выходу из конфликта или проблемной
ситуации.
Разработанные планы в большинстве случаев реализованы самими
участниками и соответствуют принципам восстановительного правосудия.
Описания проведенных восстановительных программ (медиаций,
кругов сообщества, семейных конференций) можно прочитать на сайте
школьных служб примирения по ссылке:
http://www.8-926-145-87-01.ru/метод/практика-служб-примирения
По результатам многие специалисты школ приняли решение пройти
обучение программе «Круг сообщества» в рамках курсов повышения
квалификации.
Семья:
Наличие аддиктивного поведения родителей, алкоголизм или наркомания родителей. Созависимые отношения в семье. Проблемы семейного насилия, отсутствия позитивной ролевой модели. Низкий образовательный и культурный уровень семьи, маргинальная семья.
Для нехимических аддикций характерны (часть при внешнем благополучии) различные семейные дисфункции, нарушения стиля семейного воспитания (попустительство, гиперопека, противоречивость требований), нарушения привязанности, отсутствие доверия и теплоты в отношениях). Травмирующие события в семье, насилие по отношению к ребенку вне семьи.
Школа:
Негативный школьный климат, высокая конкурентность, стресс, неспособность соответствовать требованиям школы к интеллектуальному развитию обучающихся, небезопасная среда, отвержение со стороны учителей и одноклассников, социальное неравенство, отсутствие или неэффективность мер профилактики аддиктивного поведения. Случаи распространения ПАВ в школьной среде.
Территория:
Особенности социальной инфраструктуры, с низким уровнем общей культуры или неблагоприятной обстановкой с употреблением ПАВ и высоким уровнем алкоголизма.
Мода на употребление наркотических средств и психотропных веществ (НСПВ), особенно так называемых «легких» наркотиков, наличие особой субкультуры в молодежной среде.
Нехимические аддикции более часты в мегаполисах и городах с хорошими техническими интернет ресурсами.
В случае успешного прохождения программы будет наблюдаться:
1. Взаимопонимание между участниками в рамках согласованной «картины
мира».
2. Ответственное поведение (принятие ответственности за исправление
проблемной ситуации и отсутствие подобного в дальнейшем).
3. Восстановление душевного спокойствия (чувство справедливости при
выработке решения).
4. Выработка конструктивных решений.
5. Согласование выработанных решений, фиксация их в виде конкретного
плана и дальнейшая реализация самими участниками.
6. Прекращение взаимной неприязни, вражды.
7. Проявление духа общности и создание элементов сообщества.
Также участниками будет составлен согласованный и договор или план
действий по решению заявленной ими проблемы (выходу из ситуации),
включающий вопросы, кто, что именно, в какой срок, и с каким результатом
будет делать для решения ситуации.
Восстановление у участников конфликта способности самим найти решение, которое всех устроит, без мести,
причинения вреда, обесценивания, изгнания, наказания
Восстановление у участников конфликта/правонарушения
способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй
стороны.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был
правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или
принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.
• Выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида,
агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет
заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда и ответа на волнующие
жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны
конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию,
исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда;
прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, поддержка
их ответственного поведения.
• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и их
конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать
повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения коголибо из участников.
• Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации
нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к
конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и
выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны
родных, близких, уважаемых людей и школьного сообщества.
• Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции
по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком
Качественные критерии:
1. процедура проведенного Круга и работа ведущих соответствует стандартам
восстановительной медиации и Методическим рекомендациям по
созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях;
2. принятое участниками решение отвечает на поставленную участниками
проблему, соответствует принципам восстановительного правосудия;
3. супервизия после программы подтверждает качественный уровень работы
специалистов и удержание ими своей позиции;
4. принятое решение реализовано самими участниками ситуации (при
участии родных и близкого социального окружения);
5. по каждой проведенной программе пишется отчет по форме из
«Руководства по мониторингу деятельности служб примирения1
», указанной в приложении 1.
6. большинство участников дает положительную обратную связь через 2-3
недели - форма обратной связи в приложении 2.
Количественные критерии:
1. В Круге приняли участие все участники ситуации и заинтересованные в
решении лица, давшие добровольное согласие на участие в соответствии с
принципами восстановительного правосудия.
1 Полное руководство можно скачать на сайте МОЦ «Судебно-правовая реформа» http://sprc.ru/wpcontent/uploads/2018/03/Rukovod-monitoring-2018.pdf
2. Не менее чем в 80% проведенных программ участники составили договор
или план совместных действий по выходу из конфликта или проблемной
ситуации.
3. Планы реализованы самими участниками не менее чем на 2/3.
восстановительному подходу в образовании (восстановительному
правосудию). Обучение включает изучение концепции восстановительного
правосудия, позицию нейтрального ведущего и практическое освоение этапов
(процедуры) восстановительных программ и техник работы ведущего.