Екатерина Игоревна Веселова: «Ты можешь достичь лишь того, о чем осмелишься мечтать!»

Телевизор мы отключили много лет назад

Считаю ли я себя счастливым человеком? У меня дружная семья, трое детей, любящий и понимающий муж, любимая работа. Говорят, что счастливый человек утром с удовольствием идет на работу, а вечером домой. Это в полной мере относится и ко мне.

Мне повезло с родными людьми. У мамы Ольги Владимировны Веселовой я училась терпению и доброжелательности. Папа Игорь Владимирович Веселов научил меня верить в себя и стремиться к победе. У своей бабушки Валентины Николаевны Вавиловой я училась тому, что человек может быть мастером на все руки. Она умела шить и вязать, подбить сапоги, сшить шапку и многое другое. А дедушка Владимир Леонидович Сорокин давал пример стихосложения и безграничной любви к книгам.

Меня часто спрашивают, как я, многодетная мама, все успеваю. Наверное, секрет в том, чтоб уметь выделить главное в конкретный момент времени и не пытаться сделать все идеально. Самый ответственный и сложный период для родителей, когда дети маленькие. В возрасте до 5-7 лет закладываются основные предпосылки дальнейшего развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте так велика детская потребность в близости с родителями.
Современный мир переполнен информацией, а детская психика не приспособлена для такого ее обилия. Чтобы ребенок рос психически здоровой личностью, родителям нужно знать и ограничивать количество и качество идущей к нему информации. Поэтому для своих детей я всегда подбирала определенный детский контент, делая акцент не на фильмах, мультиках или компьютере, а стараясь насытить их жизнь движением, активным знакомством с реальным окружающим миром, чтением сказок, посещением театров и т.д. 
Моей старшей дочери Ольге сейчас 20 лет, мы вырастили ее успешной и самостоятельной. Никите –14 лет, а Светлане – 12. С ними у меня близкие доверительные отношения, поэтому нам не страшны трудности, возникающие в подростковом возрасте.

На конкурс я везла с собой пять килограммов методической литературы

В 2019 году, одержав победу на областном этапе всероссийского конкурса «Педагог-психолог», я поехала в Москву покорять вершины заключительного тура. Бесконечно рада, что достойно представила свой регион. Я привезла домой диплом победителя III степени, и это мой вклад в развитие нашего региона.

Мой муж Сергей Сергеевич и дети удивили меня тем, что ни минуты не сомневались в моем высоком результате. Без мощной поддержки родных, коллег и друзей успехи на профессиональном поприще немыслимы.

Одержав победу, всегда вспоминаешь и благодаришь тех, кто помогал тебе на этом пути. Одной из первых я благодарю Ирину Михайловну Сысоеву, бывшего директора новосибирской школы №177, с которой мы проработали почти десять лет. Сейчас она начальник отдела образования Дзержинского района. Под ее чутким руководством и присмотром, с ее безоговорочной верой в меня я росла и развивалась как специалист.

Часто слышу, что выступать на конкурсах легко. Наверное, отчасти это так, но только если этому предшествовала огромная предварительная подготовка. Мой путь как профессионала осветили множество замечательных наставников. Одним из них была и остается Лариса Владимировна Аверьянова, психолог городского центра здоровья и образования «Магистр». И, конечно, трудно переоценить помощь специалистов Областного центра диагностики и консультирования – Татьяны Петровны Абакировой и Татьяны Леонидовны Чепель. Их гибкость, потрясающая работоспособность и профессионализм поражают меня, и в свой трудовой деятельности я равняюсь на них.

Именно на всероссийском этапе я осознала, как хорошо, что все сложности были на этапе подготовки. Не зря говорят: тяжело в учении, легко в бою. К сожалению, областной конкурс проводился в сентябре, и казалось, что времени на подготовку катастрофически не хватает.

В Москву я везла с собой пять килограммов методической литературы. Дело в том, что хорошо подготовиться можно только к мастер-классу, остальные конкурсные задания для каждого участника – это импровизация на основе твоего опыта, накопленного годами. Поэтому надо быть во всеоружии. Еще в студенческие годы приучила себя заготавливать памятки и выписки из прочитанной литературы – такие опоры помогают в стрессовой ситуации прийти в равновесие, вспомнить, что ты профессионал, которому все по плечу.

«Простые - сложные истории»

Накануне каждого испытания освежала в памяти методический материал. Первое задание – написать психологическое заключение на основе протоколов обследования. За два часа надо было составить аналитическое заключение на основе ограниченных сведений о ребенке, а так же дать прогноз и рекомендации.

Дальше шли мастер-классы, они проходили в региональном ресурсном центре для детей с расстройствами аутистического спектра. Помимо 68 конкурсантов было много зрителей, представителей СМИ плюс жюри. Все волновались. В такой обстановке важно было сохранить эмоциональное равновесие. Потому что, если слишком расслабишься, не будет сил и энергии на выступление, а если тревога зашкалит, не сможешь в полной мере проявить свой потенциал, знания и мастерство. Для меня прохождение городского и регионального этапов стали закалкой и научили сохранять оптимальное самообладание в любых условиях.

На мой взгляд, работать в таких условиях было настоящим испытанием не только для участников, но и самого жюри. Конкурсанты после своего выступления могли хотя бы выйти, отдохнуть, а вот жюри на покидало свое рабочее место, пока не прошли все двадцать с лишним человек (нас поделили на три группы). Каждому участнику они уделяли много внимания, помогали раскрыться, задавая вопросы. Огромное им спасибо за теплое отношение.

На мастер-классе я представляла свою авторскую технологию «Простые-сложные истории» для работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья. Разработка технологии стала ответом на актуальные запросы образовательной ситуации.

Когда завершились первые конкурсные испытания, сердце замирало при объявлении 15 лауреатов. Чувствовала себя школьницей на экзамене, ждущей оценки. Сердце сжималось от волнения, когда называли первого, второго, третьего финалиста… В тот момент спасительным кругом были слова мой коллеги и верной подруги Натальи Владимировны Тусеевой, которая поехала вместе со мной в Москву: «Я точно знаю, ты лучшая, все будет хорошо». 
Мое имя прозвучало предпоследним. За тот короткий период времени, показавшийся мне вечностью, я волновалась не столько за себя, сколько переживала за тех, кто верил в меня и мою победу.

А дальше был кейс. Кейс – это проведение психологической консультации по самым сложным и актуальным проблемам. В моем кейсе на прием пришла девочка с суицидальным риском. Подобную ситуацию я неоднократно решала в практической деятельности. В свое время для департамента образования мэрии Новосибирска я готовила материалы по профилактике суицидального риска, выезжала в школы, где были зафиксированы попытки и завершенные суициды. Только очень большой практический и теоретический опыт в данной области помогли мне, мастерски, справится с последним испытанием. 
После завершения конкурсного задания один из членов жюри мне сказала, что это была самая необычная консультация, которую она видела. Девушка-волонтер также была под впечатлением от эффекта консультации по изменению ее эмоционального и психологического состояния.

Психолог работает с психами?

Работу педагога-психолога я считаю бесконечно разнообразной. Ведь в деятельности психолога находит реализацию взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. А направлений деятельности еще больше. Важно чтобы психолог начинал работать с детьми уже с первого класса, тогда впоследствии можно избежать многих трудностей. 
Заходя в новый класс, всегда спрашиваю: «Как вы думаете, чем занимается психолог в школе?». Чего только не слышу в ответ. Самый популярный из них: «Психолог – это человек, который работает с психами». Еще часто дети сравнивают психолога с врачом. Конечно, имея такое представление, ребенок будет бояться обратиться за помощью. Поэтому важно объяснить ученикам, что психолог поможет побороть страхи и комплексы, найти выход из затруднительного положения, взглянуть на мир другими глазами и с иной позиции.

На занятиях я рассказываю, что у всех людей есть свои страхи и сложности, которые не делают из тебя психа. Трудности возникают у всех нормальных людей в повседневной жизни. С некоторыми из них мы справляемся самостоятельно, но иногда нужна помощь специалиста.

В этом случае профессию психолога уместно сравнить со стоматологом. Ведь вовремя вылеченный кариес позволяет спасти зуб от разрушения. А если терпеть боль и затянуть с визитом к врачу, процесс выздоровления затягивается. Также и в психологии. Если есть затруднения в отношениях с окружающими людьми, близкими и друзьями, надо сразу их понять и разрешить.

Важным направлением своей деятельности я считаю работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение требует создания особой психолого-педагогической среды, и необходимость профессионализма психолога в этом вопросе сложно переоценить.

Работа с родителями – грань мастерства психолога

Для многих специалистов самое сложное – это взаимодействовать с родителями. В моем случае я очень рада их обращениям, ведь именно в этот момент начинается формирование отношений сотрудничества, которое так важно для успешного развития и обучения ребенка. И не важно, это первоклассник или выпускник, ребенок с ограниченными возможностями здоровья или имеющий временные затруднения. Обращение родителей за поддержкой к специалисту – это большой ресурс будущей успешности ребенка.

Вершиной мастерства психолога считается консультирование родителей по обращениям. Ведь единственная профессия, которой нигде не учат, – быть родителем. У каждой мамы и папы свое видение и понимание, свои требования. Очень часто простая с позиции психолога ситуация вызывает серьезные затруднения в семье. И проблемы нарастают как снежный ком. А своевременное консультирование позволяет все исправить. Для это необходимо наладить контакт, перейти на уровень родителя и пользоваться тем языком, на котором общается мама или папа. Здесь хорошо выручает профессиональная интуиция: чем опытнее психолог, те быстрее находишь выход из положения.

Важным направлением своей деятельности я считаю работу с педагогами. Ведь именно они рядом с детьми день за днем, именно учитель профессионально направляет ребенка и создает особое пространство для его развития и обучения. Поэтому задача психолога поддерживать педагогов, внося свой психологический вклад в их деятельность.

И напоследок хотела поблагодарить моего нынешнего руководителя – директора школы №82 Елену Владимировну Минаеву. Именно такие руководители создают условия для успешного роста и профессиональной реализации специалистов. Мои дети спрашивали меня: «Что дальше? Мировой конкурс «Психолог-года»?  Конечно, такого конкурса нет, но я знаю, что впереди у меня еще много открытий и побед!