Состоялось обсуждение вопросов о создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями
На базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ) совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПО России) 23 июня 2023 года состоялась стратегическая сессия по теме «О создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями».
Стратегическая сессия проведена для представителей педагогических вузов, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, главных внештатных педагогов-психологов субъектов Российской Федерации, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения. В мероприятии приняло участие более 2000 человек.
Во вступительном слове Виталий Владимирович Рубцов, президент общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации, доктор психологических наук указал, что в соответствии с поручением Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России стратегическая сессия посвящена задачам развития психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования, а также подготовки предложений по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в части оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе стратегической сессии рассматривались вопросы совершенствования проблем ресурсного обеспечения психологической службы, вопросы формирования системы взаимодействия участников образовательного процесса и развития сотрудничества педагогических коллективов и сообщества родителей в решении задач создания в образовательных организациях благоприятных условий образовательной среды; оказания психологической помощи семьям с детьми, создания специальных образовательных условий организации помощи детям с особыми образовательными потребностями; научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями.
Заместитель директора автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Пироженко Александр Александрович отметил, что в этой связи важной задачей является поддержка лучших практик организации межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи семьям с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и выразил благодарность МГППУ за совместную значительную работу по организации психологической поддержки участников специальной военной операции в Самарской области.
Особое внимание эксперты стратегической сессии уделили ресурсам, необходимым для формирования благоприятных условий образовательной среды как основы обновления современной модели доступного образования, в том числе развитию профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников с опорой на лучшие практики, позволяющих на основе командного взаимодействия создавать специальные образовательные условия в работе с обучающимися, имеющими повышенный риск уязвимости, взаимодействовать с родителями, а также организовывать широкие возможности участия детей в жизни школы и общества.
В рамках мероприятия эксперты МГППУ и ФПО России представили актуальные разработки, рекомендуемые для формирования методической̆ базы образовательной организации по вопросам:
- проектирования дружелюбной образовательной среды в образовательных организациях (представила Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат психологических наук);
- психолого-педагогического сопровождения детей-свидетелей военных действий (представила Ульянина Ольга Александровна, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ, доктор психологических наук);
- технология со-учительства в инклюзивном образовании (представила Алехина Светлана Владимировна, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, проректор ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат психологических наук);
- технологии сопровождения детей с РАС и ресурсы тиражирования (представил Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат педагогических наук);
- условий реализации особых образовательных потребностей детей с дислексией и дисграфией (представила Артемова Ева Эдуардовна, декан факультета «Клиническая и специальная психология» ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат педагогических наук);
- специальных условий организации дружелюбной образовательной среды для обучения, воспитания и развития детей с СДВГ (представила Калитько Елена Николаевна, заместитель директора-начальник центра воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ДПО «Калужского государственного института развития образования», главный внештатный психолог системы образования Калужской области);
- адресной помощи детям иностранных граждан при создании дружелюбной образовательной среды (представила Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МГППУ);
- создания условий организации общего и дополнительного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (представила Семья Галина Владимировна, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» ФГБОУ ВО МГППУ, доктор психологических наук).
В ходе мероприятия обсуждались проекты по развитию системы работы по распространению лучших практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования (представила Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат психологических наук); а также реализации модели независимой оценки психолого-педагогических программ и инструментов диагностической работы в парадигме доказательного подхода (представила Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, руководитель Секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета ФГБОУ ВО МГППУ, доктор педагогических наук).
По итогам мероприятия участники констатировали необходимость уточнения принципов, задач и направлений деятельности психологической службы деятельности психологической службы, ожидаемых результатов реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года в целях совершенствования оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, а также внесение соответствующих им мероприятий в План реализации Концепции в части совершенствования управления психологической службой в системе общего образования и среднего профессионального образования, кадрового обеспечения психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, методического обеспечения деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Принято решение, что во исполнение поручения Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России с учетом обсуждения будут направлены предложения по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ не позднее 27 июня 2023 года.
С целью развития научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями МГППУ приглашает участников стратегической сессии к сотрудничеству по проектам "Стандартизация психодиагностических методик, рекомендуемых для применения в образовательных организациях" и "Верификации коррекционно-развивающих и профилактических программ" (контактное лицо - Ботова Юлия Борисовна, ведущий аналитик Научно – методического центра сопровождения педагогических работников МГППУ, +7 (915) 121-96-96, botovayub@mgppu.ru).
Видеозапись мероприятия доступна на канале "Точка кипения МГППУ" ВК по ссылке: https://vk.com/video-213831304_456239064
Модераторы стратегической сессии:
Рубцов Виталий Владимирович, президент общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе ФГБОУ ВО МГППУ;
Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе ФГБОУ ВО МГППУ.
Методическая рубрика мероприятия
- Список методических материалов, предлагаемых педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим образовательную и воспитательную деятельность с несовершеннолетними иностранными гражданами
- РУКОВОДСТВО («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Методическое пособие (руководство для педагогов, психологов и родителей) / Авт. коллектив (Под ред Рубцова В.В.). – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 208 с
- Методические навигаторы к Руководству по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан
- Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком: монография (пособие для электронного учебно-методического комплекса). / Под ред. Дозорцевой Е.Г., Семья Г.В. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 421 с.
- Технологии сопровождения детей с РАС. Ресурсы ФРЦ МГППУ
- Меморандум участников форума "Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка" (Грозный, 18-19 апреля 2023)
Вложение | Размер |
---|---|
Программа_стратегической_сессии 23 июня.docx | 27.5 КБ |
Memorandum Форума Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка.pdf | 3.96 МБ |
Алехина С.В.pdf | 728.18 КБ |
Технологии сопровождения РАС, ресурсы тиражирования_Страт. сессия_23.06.2023.pdf | 1.62 МБ |
Артемова ЕЭ_23.06.23.pdf | 1.22 МБ |
Вихристюк ОВ 23.06.2023 итог.pdf | 2.31 МБ |
Леонова О.И..pdf | 1.5 МБ |
Презентация Калитько Е.Н. Стратегическая сессия 23 июня 2023 года.pdf | 2.68 МБ |
Солдатенкова.pdf | 1.63 МБ |
Сорокова М.Г..pdf | 1.27 МБ |
Ульянина, Комолова.pdf | 548.4 КБ |
1 Протокол Д07-21_07пр от 20.06.2023.pdf | 176.56 КБ |
ФКРЦ.docx | 172 КБ |
Методические навигаторы к Руководству.pdf | 1.13 МБ |
Оригинал макет Руководства.pdf | 5.32 МБ |
Технологии сопровождения детей с РАС. Ресурсы ФРЦ МГППУ..docx.pdf | 94.69 КБ |
Предложения для актуализации Концепции.docx | 30.58 КБ |
Соглашение о сотрудничестве (для заполнения).doc | 62 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии