«Парциальная программа по развитию эмоционально-экспрессивной сферы детей дошкольного возраста «По тропинкам волшебных сказок»»

Субъект РФ
Новосибирская область
Номинация
Развивающие психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Красавина Анна Викторовна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

Эмоциональная сфера ребенка — это важнейшая система, регулирующая психическую жизнь и поведение в условиях нормального развития, и имеет самое непосредственное отношение к проблеме психического здоровья детей [3, с.3]. Эмоциональное развитие ребенка считается психологами одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка, становление его исходно благополучной психики и, как следствие, успешной социализации здоровой личности в социуме. Умение адекватно выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и понимать эмоции и чувства другого человека – это качества, необходимые для успешной коммуникации и проявления своих лидерских качеств как ребенка, так и взрослого.

Все это заставляет психологов и педагогов заниматься исследованием эмоциональной сферы, а также разрабатывать новые программы, методы и средства эмоционального развития, искать новые технологии, которые оптимально способствовали бы эмоциональному развитию ребенка.

Одним из таких методов может считаться сказкотерапия. В настоящее время ее используют не только собственно психологи, но также педагоги и врачи, что говорит о просторе возможностей метода.

Используя методы сказкотерапии, мы составили программу эмоционально-экспрессивного развития «По тропинкам волшебных сказок», которую апробировали с 2015-2016 учебного года по 2017-2018 учебный год в. МКДОУ «Детский сад № 330 г. Новосибирска «Аринушка» (г. Новосибирск, ул. Дмитрия Донского, д. 31, к.2,  ds_330@edu54.ru, заведующий – Есикова Л.А.) с 2015-2016 уч. года по 2021-2022 уч .год. Результаты опубликованы в сборнике методических материалов Актуальные педагогические практики. Дошкольное образование / сборник педагогических материалов (выпуск 2) /отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИППИСР», 2021. С. 51-60.

Программу разработал педагог-психолог высшей квалификационной категории Красавина Анна Викторовна. Красавина А.В. имеет высшее образование в КузГПА по специальности «Дошкольная педагогика и психология» (2008 год). Также помимо высшего образования окончила аспирантуру НГПУ по специальности «Психология развития, акмеология» в 2017 году и проходила курсы повышения квалификации:

Институт практической психологии «Иматон», курс «Практика сказкотерапии», 72 часа (2011 г.);

Российский институт Комплексной Сказкотерапии, «Базовый курс подготовки сказкотерапевтов», 170 часов (2014 г.);

«Центр обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования», курс «Сказкотерапия как средство развития и коррекции эмоционального интеллекта», 60 часов (2016 г.).

Красавина А.В. использует метод сказкотерапии в работе с детьми более десяти лет.

Программа рассчитана на три возрастные группы: работа начинается со 2-й младшей группы (3-4 года), продолжается в средней группе (4-5 лет), и заканчивается в старшей (5-6 лет).