Развивающая психолого-педагогическая программа «Эффективное общение»

Субъект РФ
Челябинская область
Номинация
Развивающие психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Урычева Мария Сергеевна, Орлова Дарья Владимировна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

Одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня, являются компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов. Чтобы обладать определенной успешностью в обучении, необходимо быть коммуникативным, социально ориентированным, способным осуществлять продуктивное взаимодействие и управлять процессами общения.

В соответствии с положениями ФГОС общего образования и приоритетными направлениями Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года, основной целью профессиональной деятельности  общеобразовательной организации является создание условий для развития, социализации и самореализации обучающихся.

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых характеристик личности, т. е. имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, особенно в подростковом возрасте. Процесс общения пронизывает все сферы жизни и деятельности подростка.

В группе, с помощью выстроенной системы психологических упражнений и игр, у участников появляются возможности увидеть себя со стороны. Заметить свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить различные новые роли, приобрести необходимые навыки и умения общения, освоить новые формы поведения.

Поскольку общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, оно приобретает особое значение. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать коммуникативной компетентностью.

Мотивационно-смысловая система в подростковом возрасте формируется и открыта для позитивных изменений, возможность для которых создается на занятиях программы. 

На сегодняшний день в подростковой среде отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности, который отражается в увеличении численности детей с высокой социальной тревожностью, росте одиночества. Растет число детей с низкими социометрическими статусами, которые изолированы и отвергаются в детском коллективе.

В условиях реализации и обновления содержания ФГОС ООО перед образовательной организацией ставится задача организовывать деятельность таким образом, чтобы формировать у обучающихся навыки продуктивного сотрудничества и работы в группах. А также – развития толерантного отношения к разнообразным точкам зрения и множеству мнений, умения слушать и слышать партнёра, а также уметь свободно, чётко и понятно излагать свои мысли, точку зрения на обсуждаемые проблемы.

Тесная связь между структурами личности и процессом общения в онтогенезе приводит к тому, что нарушения коммуникативной сферы неизбежно вызывают личностные изменения. Оптимальная организация общения в психологической группе создает условия для мобилизации активности личности, роста ее самосознания.

Информатизация современного общества способствует тому, что интимно-личностное общение подростков чаще происходит в социальных сетях (Instagram, VK, Tik-Tok и др.) и мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber). Данное положение определило необходимость включения в программу тематического блока, посвященного информационной безопасности в сети Интернет и профилактике буллинга (в том числе кибербуллинга).

МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска» является крупной образовательной организацией, начавшей работу в 2018 году, внутри которой реализуются программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. На сегодняшний день контингент школы составляет около 2692 обучающихся в возрасте от 6,5 до 18 лет.

По этой причине реализация развивающей программы «Эффективное общение» направлена также на содействие эффективной адаптации и уменьшение конфликтогенности образовательной среды.

Программа реализуется в МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска» с 2018/2019 учебного года.

Эффективность реализации программы за последние два года (2019/2020 и 2020/2021 учебный год) оценивалась с помощью Методики «Коммуникативная компетентность» (тест Л. Михельсона). Данная методика выбрана, как позволяющая наиболее полно оценить реализацию цели программы.

Результатами апробации развивающей психолого-педагогической программы «Эффективное общение» стали качественные и количественные изменения показателя коммуникативной компетентности.