Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Родительская медиаграмотность»

Субъект РФ
Краснодарский край
Номинация
Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Гаврилова Татьяна Леонидовна, Машанова Наталья Анатольевна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

 Данные идеи находят отражение в "Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017), где одной из приоритетных задач является психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.  Национальный проект «Образование» (сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024) одной из ключевых задач определяет – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Мы убеждены, что выполнение поставленных задач возможно при тесном взаимодействии семьи и школы.

         Повышение уровня просвещённости родителей и лиц, занимающихся воспитанием детей, является одной из задач Десятилетия детства, утвержденного распоряжением правительства РФ от 23 января 2021 года на период до 2027 года.

В семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

В работе «Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности», И.В. Челышева отмечает, что «от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Именно родители являются первыми проводниками ребенка в мир медиа, и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации».

Государство пытается уменьшить вал опасной для детей и подростков информации из медиа: введение ФЗ № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; блокирование доступа к потенциально опасному интернет-контенту и т.д. Но этого недостаточно без формирования медиаграмотности родителей.

Представляемая просветительская психолого-педагогическая программа «Родительская медиаграмотность» является инструментом по формированию медиаграмотности родителей детей дошкольного и начального школьного возраста.