Экспертный семинар, посвященный организации дружелюбной образовательной среды для детей с дислексией/дисграфией прошел 8 ноября 2022 года в Точке кипения МГППУ

Данная встреча проведена в рамках апробации руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Одной из тем обсуждения экспертного сообщества стала проблема повышения компетентности педагогических работников, организации для них дополнительных программ, просветительских мероприятий.

Как отметила Мария Викторовна Левина (заместитель директора Школы №1526 «На Покровской»), педагогические работники могут столкнуться с недостатком знаний, механизмов и путей помощи детям с дислексией/дисграфией. Нередко реализация взаимодействия с данной группой обучающихся регламентирована недостаточно в сравнении с детьми, имеющими закрепленный статус ОВЗ.

Наталья Борисовна Шумакова (ведущий научный сотрудник ПИ РАО) в продолжение темы, рассматривая работу с детьми с двойной исключительностью, отмечает, что педагогические работники иногда склонны объяснять возникающие у детей с дислексией/дисграфией трудности отсутствием старания и недостатком учебной мотивации. Эксперт предлагает осуществлять широкую просветительскую работу по объяснению причин, вызывающих проблемы чтения и письма, организовывать такие курсы на базе высшего педагогического образования. Не менее важно осуществлять информационную поддержку родителей (законных представителей), например, предлагать им специально разработанные опросники, чтобы они с помощью простых вопросов и ответов на них могли понять, что стоит за проблемой их ребенка, какие дальнейшие действия надо предпринять. Марина Наильевна Абдулина (учитель-логопед ГБОУ «СОШ №2») также обратила внимание, что все сотрудники образовательной организации должны быть информированы о том, какие категории обучающихся относятся к группе риска, какие факторы на это влияют. Олеся Игоревна Леонова (исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России») также отметила, что ежегодно проводятся мониторинги междисциплинарных компетенций педагогических работников.

В связи с этим Анна Сергеевна Володина (доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ) рассказала о реализации в рамках МПГУ различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также программ бакалавриата, имеющих два профиля подготовки – обучение русскому языку и инклюзивное образование. При освоении такой программы будущие учителя русского языка и литературы изучают основы индивидуальной коррекционной работы, логопедии, учатся применять инструменты диагностики нарушений чтения и письма. Во время продолжения обучения по соответствующей магистерской программе данные знания углубляются и закрепляются в ходе педагогической практики.

Ева Эдуардовна Артемова (декан факультета «Клиническая и специальная психология», профессор кафедры специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии) в продолжение темы рассказала о том, что на базе МГППУ также реализуется подготовка по программе магистратуры, которая посвящена вопросам обучения детей, имеющих трудности с освоением письменной речи. Более того, на данный момент ведется разработка образовательного модуля высшего педагогического образования для будущих учителей и воспитателей, содержащего в себе основы коррекционной психологии и педагогики.


Статью подготовила Никифорова Екатерина Александровна, Ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ