Разработано руководство, которое окажет методическую помощь для совершенствования у участников образовательного процесса навыков командного взаимодействия, необходимых для организации и поддержания дружелюбной школьной среды для детей

1 ноября 2022 года в Точке кипения МГППУ прошел очередной экспертный семинар, посвященный апробации руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Вторая встреча экспертов была посвящена рассмотрению раздела по организации дружелюбной образовательной среды для детей с СДВГ, презентации образцов коробочных решений.

В ходе обсуждения были затронуты различные аспекты работы, в их числе – подготовка и внедрение индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с СДВГ, реализация индивидуального подхода к каждому такому ребенку. Так, в рамках рефлексивно-деятельностного подхода Виктор Кириллович Зарецкий (к. психол. н., профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ) предложил рассматривать в качестве источников ошибок и трудностей сложившиеся у ребенка способы действия, которые могут быть изменены в совместной с взрослым деятельности. Рефлексия данного опыта позволяет ребенку сделать шаг в развитии. Таким образом, на основе анализа трудностей выстраивается траектория их преодоления, а сами ситуации затруднений являются потенциально ресурсными при получении адекватной помощи.

Татьяна Петровна Непомнящая (председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Ивановской области) отметила, что за непринятием педагогом ребенка с СДВГ стоит страх и беспомощность, когда привычные педагогические способы деятельности учителя не работают. Рефлексивно-деятельностный подход считает мишенью психолого-педагогической помощи симптомы СДВГ, а не диагноз. Его применение позволяет дать технологию работы с данной категорией детей, удобно ложащуюся на организацию общего обучения в школе. Когда педагог почувствует, что у него получается, ситуация неприятия разрешится.

Одним из инструментов организации дружелюбной среди для детей с СДВГ является Конструктор индивидуального образовательного маршрута обучающегося, нуждающегося в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, представленный в Руководстве. Татьяна Николаевна Удина (директор Центра «Содружество») отметила, что внедрение данной технологии может быть более успешном при условии повышения коммуникативной компетентности педагогов, преодоления у них состояний профессионального выгорания и профессиональной деструкции.

На базе Лицея №109 г. Екатеринбурга при поддержке ППМС-центра «Ладо» (г. Полевской) под руководством директора И.В. Пестовой была проведена апробация указанного Конструктора. После объединения лицея с углубленным изучением предметов информационно-технологического цикла и общеобразовательной школы, имеющей в своем составе коррекционные классы, возникла потребность в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Надежда Николаевна Бурляева (заместитель директора по инновационной деятельности лицея №109, г. Екатеринбург) представила алгоритм внедрения конструктора в образовательной среде, объединяющей обучающихся с одаренностью, детей с СДВГ, ОВЗ, трудностями в обучении.

Руководство подготовлено при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».


Статью подготовила Никифорова Екатерина Александровна, Ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ