Программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста «Дорога добра»
педагог-психолог
gai.gos1978@mail.ru
тел. 8-904-370-66-64
"Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи "Здоровье и развитие личности"
отделение Ленинск-Кузнецкого муниципального района
Наибольшее внимание в работе по профилактике буллинга уделяется подросткам, поскольку именно в этом возрасте разыгрываются серьезнейшие драмы. Индивидуальная система ценностей не устойчива, бурные переживания интенсивного физического роста, нарастающий груз ответственности, менее позитивный образ Я, по сравнению с младшим школьным возрастом – существенные факторы, которые могут спровоцировать развитие таких взаимоотношений, которые впоследствии приведут к искаженному варианту групповой динамики – буллингу. Основная форма работы с подростками – практические занятия с элементами тренинга, которые соответствуют задачам возраста и способствуют: развитию навыков конструктивного взаимодействия: умению эффективно и безопасно общаться, понимать и выражать свои чувства, противостоять давлению; формированию личностных качеств: уверенности в себе, честности, открытости, чувства юмора; выработке навыков: принятия решения, преодоления кризисных ситуации, сохранения и укрепления здоровья.
Подробная информация
1. При повторном исследовании наблюдается значительное снижение процента детей склонных к агрессии (с 37% до 13,3%). Подростки обучились адекватно выражать свои чувства, противостоять давлению и
манипуляциям, навыкам самоконтроля.
2. После повторного проведения методики "Описание поведения в конфликте К. Томаса", стратегию соперничества выбрали на 12,6% меньше испытуемых. Готовы к сотрудничеству теперь 47,4% – т. е.
приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Около 40% – могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
3. По результатам социометрического исследования в два раза (с 20% до 10,1%) уменьшилась доля подростков в категории «непринятые». По завершении занятий все участники (100%) занятий отметили,
что теперь определили для себя способы выражения эмоций безопасным, социально-приемлемым способом, научились снижать эмоциональное и физическое напряжения, а также каждый из ребят определили для себя наиболее эффективный способ взаимодействия в конфликтной ситуации. Кроме того, (6,6%) участников стали волонтерами школьной службы примирения.
Национальная ассоциация школьных работников США дала следующее определение буллингу: это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу
происходящего.
Агрессивное преследование воздействует не только на непосредственных жертв. Дети, которые травят других, получают удовольствие от власти и высокого статуса по сравнению с жертвами. Поэтому у агрессоров возникают проблемы с развитием эмпатии по отношению к другим людям, что грозит привести к криминальному и девиантному поведению. В буллинговой ситуации реализуются несколько видов поведения: агрессивное, виктимное и конформное. Булли (обидчик, агрессор) стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника, для этого он использует агрессивное поведение. Целью жертвы травли является избегание насилия, сохранение социального статуса
— комфортного и естественного для личности подростка. Жертва буллинга проявляет виктимное поведение. Свидетели травли, «проявляя конформное поведение, подкрепляют и стимулируют осуществление насильственных действий со стороны агрессоров по отношению к жертве»
Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.
2. Развитие навыков самоконтроля.
3. Развитие эмпатии.
4. Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.
5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном
коллективе
Профилактика буллинга среди учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.
1. Расширять способы конструктивного взаимодействия в конфликтных
ситуациях;
2. Оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения в
классном коллективе;
3. Обучать навыкам самоконтроля;
4. Развивать способность понимать и принимать особенности другого
человека;
5. Способствовать развитию позитивного восприятие себя и другого
человека.
1. Знание способов конструктивного взаимодействия и использование их в
практической деятельности.
2. Применение навыков самоконтроля.
3. Понимание эмоционального состояния другого человека, своих чувств.
4. Проявление признаков ответственного поведения в конфликтных
ситуациях.
5. Повышение уровня: умения адекватно выражать свои чувства,
противостоять давлению и манипуляциям со стороны других людей