Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа факультативного курса «Психология» для 10 классов
«Лицей–интернат «Центр одаренных детей»
Предлагаемая программа относится к факультативным курсам. Основная задача которого: ввести старшеклассников в круг понятий и проблем современной психологической науки, дать объем первоначальных психологических знаний. Психологические знания, определенный уровень психологической культуры необходимы каждому обучающемуся, вне зависимости от сферы его дальнейшей профессиональной деятельности. Эти знания создадут основу психологической готовности молодых людей к вступлению в самостоятельную жизнь в современном, быстроменяющемся обществе, предъявляющем повышенные требования к социально-психологической компетентности личности.
Данный курс способствует формированию у обучающихся целостного мировоззрения: позволяет расширить границы познаваемого мира; приблизиться к пониманию внутреннего мира человека, его уникальности, неразрывной связи с внешним миром, другими людьми; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному общению. Данная программа своим содержанием рассчитана на учащихся 10 классов. Основная цель программы - формирование гуманистического мировоззрения, психологической культуры обучающихся.
Подробная информация
Программа по психологии составлена для старшеклассников, возраст обучающихся - 15-17
лет. Программа может быть рекомендована для проведения в 9-11 классах образовательных
учреждений.
факультативного курса «Психология» апробирована на базе ГБОУ «Лицей-интернат «Центр
одаренных детей», начиная с 1 сентября 2010 года. В 2010-2011 учебном году программа
реализовывалась в педагогическом классе, в 2011-2012 учебном году в психолого-педагогическом классе. Эффективность программы была отмечена всеми участниками
образовательного процесса, поэтому было принято решение о проведении факультативных
занятий по психологии во всех 10 классах. С 2012-2013 года по настоящее время данная
программа проводится во всех 10 классах лицея. За это время обучено 1160 лицеистов (47
классов).
Семья:
Отсутствие опыта внеситуативно-личностного общения.
Дефицит мотивации общения и взаимодействия с другими.
Недоверие к людям.
Боязнь других.
Неэффективные стили детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарный, дистация).
Школа:
Авторитарный стиль педагогического общения.
Внешний контроль поведения.
Неспособность оказать своевременную помощь и поддержку ребенку во взаимоотношениях со сверстниками.
Территория:
Низкий образовательный, культурный ресурс региона.
Содержание факультативного курса дает возможность ввести старшеклассников в круг
понятий и проблем современной психологической науки, дать объем первоначальных
психологических знаний. Позволяет учащимся приблизиться к пониманию внутреннего мира
человека, его уникальности, неразрывной связи с внешним миром, с другими людьми;
пониманию чувств и мотивов поведения других людей.
Содержание и структура курса дают возможность формировать у обучающихся
жизненные умения и навыки:
владеть элементарными психологическими понятиями;
владеть элементарными приемами саморегуляции;
владеть навыками самоанализа;
владеть навыками конструктивного повседневного и делового общения, навыками
конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
расширить диапазон используемых стратегий поведения в конфликте;
понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других
людей;
уметь анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки как
собственные, так и других людей;
уметь выстраивать свои взаимоотношения с окружающими;
уметь отстаивать свою позицию конструктивным способом;
уметь ставить перед собой близкие и дальние цели;
принимать ценности здорового и безопасного образа жизни; бережно, ответственно
относится к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей.
Формирование гуманистического мировоззрения, психологической культуры обучающихся
• ввести учащихся в круг понятий и проблем современной психологической науки, дать
объем первоначальных психологических знаний;
• развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• способствовать принятию ценностей здорового и безопасного образа жизни; бережно,
ответственно относится к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей;
• развивать навыки самостоятельной работы, умение самостоятельно определять цели
деятельности, составлять и реализовывать планы деятельности.
Критериями и показателями эффективности реализации программы являются:
− усвоение психологических знаний, предусмотренных в программе;
− написание и защита исследовательских работ;
− составление, реализация и защита проектных работ (групповая форма работы).
Например, социальный проект «Наш приоритет – здоровье»;
− тьюторская деятельность (оказание помощи одиннадцатиклассниками
десятиклассникам в учебе; победители олимпиад делятся секретами успеха).
Программа стимулирует желание постоянно развиваться, совершенствоваться как
участникам, так и ведущим программы.
психологом). Преподаватель должен владеть активными формами работы, уметь
организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах, применять элементы
психологического тренинга. Необходимо создать атмосферу доверия, в которой учащиеся
могут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять
упражнения. Важным условием реализации целей и задач курса является диалогичность
обучения, что исключает критические оценки, требует от преподавателя навыков активного
слушания, гибкости и творческого подхода в работе с учащимися.
Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не должен сверять правильность
ответов учащихся с некими стандартами, не связан в восприятии учащихся с оценочной
деятельностью, это сделать легче, чем учителю. При проведении практической части занятий
преподаватель чаще выступает как фасилитатор, организующий конструктивное общение
участников. Однако эмоциональная вовлеченность учащихся при обсуждении темы урока не
должна помешать изложению материала и его закреплению. Ведущий должен владеть также
методами налаживания дисциплины без подавления личности и инициативы учащихся.