В помощь педагогу: эксперты в сфере детства обсудили рекомендации по созданию дружелюбной образовательной среды для детей из семей иностранных граждан

Проблема языковой адаптации и социокультурной адаптации детей из семей иностранных граждан с каждым годом становится все более актуальной в связи с увеличением миграционной активности населения.

27 октября 2022 года экспертами Федерации психологов образования России был проведен семинар по апробации Руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан, разработанного при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». На семинаре обсудили трудности, с которыми сталкиваются педагоги в работе с такими группами детей, как дети-инофоны и дети-билингвы.

Методическая помощь педагогу

Татьяна Куликова, кандидат психологических наук, доцент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого обратила внимание участников семинара на две группы проблем, с которыми сталкиваются педагоги при обучении детей-инофонов и детей-билингвов в общеобразовательной школе: организационно-методические трудности и трудности работы с семьей ребенка.

«Специалисты образовательных организаций говорят о таких методических трудностях, как отсутствие возможности индивидуальной работы, отсутствие методической помощи, трудности в выборе методов обучения, трудности в общении, дефицит методической литературы», - поясняет Татьяна Куликова.

Елена Плаксина, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета, подчеркнула роль руководителя образовательной организации в оказании методической, организационной, мотивационной поддержки педагогического коллектива в работе с детьми, недостаточно владеющими русским языком.

«Научно-методическое сопровождение меняет восприятие процесса обучения педагогом при работе в классе, в котором есть дети из семей иностранных граждан. Педагоги воспринимают задачу обучения таких детей как некую проблему, но после активного методического сопровождения ситуация начинает восприниматься учителями как преимущество, поскольку происходит обогащение образовательной среды и личностного развития ребенка в рамках межкультурной коммуникации», - рассказывает Елена Плаксина.

Как отметили участники семинара, в руководстве предлагается ряд рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на решение как управленческих, так и педагогических проблем: создание специальных образовательных программ, разработка методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей с ориентацией, прежде всего, на зону ближайшего развития, формирование субъектной позиции по отношению к учебной деятельности.

Алгоритм работы руководителя с педагогическим коллективом, технологии поддержки педагогов, представленные в руководстве, по словам экспертов, могут быть эффективно использованы для оказания методического и организационного сопровождения образовательного процесса.

Взаимодействие с родителями ребенка

Работа с семьей ребенка-билингва, ребенка-инофона также вызывает трудности в коммуникации из-за языкового барьера, вовлечения родителей в жизнь класса и школы, трудности в установлении единых требований школы и семьи.

«Родители должны почувствовать вместе с детьми среду дружелюбия и принятия, тогда многие проблемы, связанные с психологическими барьерами, будут решены», - считает Татьяна Куликова.

Татьяна Криворучко, заведующий сектором мониторинга и координации деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации, подчеркнула, что, активно взаимодействуя с родителями, педагог может составить социально-психологический «портрет» ученика, прояснить особенности коммуникации в семье.

«Из беседы с родителями можно узнать историю изучения ребенком русского языка, общаются ли родители между собой или с ребенком дома на русском языке в семье, если ли братья или сестры, обучающиеся в российской школе – это информация полезна для разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося», - отмечает Татьяна Криворучко.

Елена Плаксина заметила, что при грамотном методическом сопровождении руководителем, психологом образовательной организации взаимодействие педагогического коллектива с родителями может стать ресурсом для формирования дружелюбной образовательной среды.

«Родители дают школе возможность провести амплификацию образовательной среды, делясь полиэтническими особенностями той страны, среды, в которой они росли», - говорит эксперт.

Участники дискуссии сделали акцент на том, что в руководстве представлено большое количество уже существующих социокультурных проектов, различных программ и технологий, предполагающих включение в процесс социализации ребенка в общеобразовательном учреждении как руководителей и педагогов школы, так и родителей учащихся.

«Основные положения руководства могут быть использованы для разработки программ дополнительного профессионального образования с целью повышения компетенций учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов в работе с детьми данной категории», - резюмировала итоги семинара Татьяна Куликова.


Статью подготовила Гани Светлана Вячеславовна, ведущий аналитик Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МГППУ