Итоги Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством»

Пленарное заседание 22 ноября 2019

Обсуждению результатов и определению перспектив формирования и развития реестра практик работы с детством с доказанной эффективностью была посвящена XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (далее — конференция), проведенная 20 — 22 ноября 2019 года в рамках реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Пост-релиз конференции на сайте Московского государственного психолого-педагогического университета (20 ноября 2019 года, 22 ноября 2019 года); Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня»;  Общественной палаты Российской ФедерацииУчительской газеты (20 ноября и 21 ноября); Благотворительного фонда Елена и Геннадия Тимченко;

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ (русская редакция) /  ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ (английская редакция)

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

КАТАЛОГ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РАБОТЫ С ДЕТСТВОМ: психолого-педагогические программы

СТАНДАРТ доказательности социальных практик в сфере детства

СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛ "Вестник практической психологии образования" (специальный выпуск)

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством»[1]», проведенная 20 – 22 ноября 2019 г. в открытом интерактивном режиме в рамках реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, а также проекта «Реформирование работы органов опеки и попечительства», обсудила результаты и перспективы формирования и развития реестра практик работы с детством с доказанной эффективностью.

Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-20198.

Организаторами (соорганизаторами) Конференции выступили: Министерство науки и высшего образования Российской ФедерацииМинистерство просвещения Российской ФедерацииМинистерство труда и социальной защиты Российской ФедерацииФедеральная служба по надзору в сфере образования и наукиФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»Благотворительный фонд Елены и Геннадия ТимченкоОбщероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»Агентство стратегических инициативКомиссия Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, материнства и детстваПсихологический институт Российской академии образованияРабочая группа «Ребенок и его право на семью» при Координационном совете при Правительстве РФ по реализации в России плана мероприятий Десятилетия детства на 2018–2020 гг. Секция «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере.

Партнеры Конференции: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращенияМосковский городской педагогический университетИнститут коррекционной педагогики Российской академии образованияФедеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектраБлаготворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Кафедра социальной и дифференциальной психологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Информационными партнерами Конференции стали: Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня»Агентство социальной информацииУчительская газетаИнтернет-сайт ФГБОУ ВО МГППУ www.мгппу.рфМедиагруппа «Актион-Образование» журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»Портал психологических изданий PsyJournals.ru, Интернет-сайт Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru, Сетевой журнал Вестник практической психологии образования.

В Конференции приняло участие более шестисот человек: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, специалисты в области детства, российские и зарубежные эксперты, представители общего и профессионального образования, аспиранты, ученые, педагогические работники, члены общественных организаций, представители социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, члены общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители системы здравоохранения, Министерства внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации.

В рамках Конференции 19 ноября 2019 года в ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, Высшей школы экономики и Московского государственного психолого-педагогического университета было проведено целевое программное мероприятие Special Event Конференция «Система защиты детства на постсоветском пространстве», в ходе которого были выявлены общие черты развития системы защиты детства на территории постсоветских государств: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Эстонии.

Открытие Конференции состоялось 20 ноября 2019 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», по поводу которого были организованы актовые лекции отечественных и зарубежных экспертов: «Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью»; «Проблемы девиантного поведения детей и подростков: подходы к оценке эффективности лучших практик», «Специальное образование и приёмные/усыновлённые дети: обзор литературы».

21 ноября 2019 года Конференция объединила семь круглых столов и симпозиумов по разным стратегическим направлениям развития государственной социальной политики в области детства, позволила выявить и обсудить отечественные и зарубежные социальные практики, в том числе с доказанной эффективностью; провести анализ наиболее успешных региональных практик, выявленных в ходе реализации мероприятий Десятилетия детства:

Симпозиумы и круглые столы прошли на базе Общественной палаты Российской Федерации, ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московского  государственного психолого-педагогического университета, Психологического института РАО, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Программа симпозиумов и круглых столов включала презентацию социальных психолого-педагогической работы практик в сфере детства, прошедших верификацию и рекомендуемых к широкому распространению, а также открытые дискуссии по проблемам выявления и оценки лучших практик социальной работы с детством с научно-обоснованной эффективностью.

В рамках круглого стола «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью» были рассмотрены материалы для обсуждения по проекту «Реформирование работы органов опеки и попечительства», а также передовой региональный и международный опыт по обеспечению прав ребенка жить и воспитываться в семье, возможности применения доказательной базы специалистами при определении поддержки для ребенка или семьи в целях изменения качества жизни детей.

На симпозиуме «Инклюзивные практики в общем образовании» были продемонстрированы технологии организации и практической реализации инклюзивного образования в форме «ресурсных практик» на базе коррекционных школ, региональные модели и программы развития ранней помощи, сетевые практики реализации инклюзивного образования, а также предложения по применению доказательного подхода в сфере развития инклюзивного образования.

Участники симпозиума «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик» провели профессиональное обсуждение факторов, провоцирующих данное поведение, опыта работы по выстраиванию региональных систем превенции суицидального поведения и проблем эффективности реализованных программ профилактической работы.

В рамках симпозиума «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» продемонстрированы практики работы с одаренными и талантливыми детьми с доказанной эффективностью; проведено обсуждение вопросов доказательности практик поддержки и развития одаренных детей.

Симпозиум «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи» был посвящен проблемам наполнения реестра практик с доказанной эффективностью, разработки  научно-обоснованных  подходов к внедрению российских и адаптации зарубежных методик работы с социальными рисками детства в системе образования.

В рамках симпозиума «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования» прошла отдельная секция, посвященная подведению итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2019.

На симпозиуме «Воспитание – основа качества образования: лучшие практики» состоялся открытый профессиональный диалог по обсуждению методологии доказательности социальных практик в области детства с экспертами – лауреатами Всероссийского конкурса «Успешная школа.

В рамках планерного заседания Конференции 22 ноября 2019 года, проведенного в здании Правительства Москвы, участники обсудили вопросы доказательного подхода и формирования реестра общих практик работы с детством, одобрили итоги формирования реестр лучших управленческих региональных и муниципальных практик в рамках Десятилетия детства, приняли результаты работы круглых столов и симпозиумов Конференции, одобрили итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019, рекомендовали к применению Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства[2] в целях формирования практик с доказанной эффективностью, а также при подготовке и обучении специалистов сферы детства.

Участники Конференции выразили благодарность организаторам ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Агентству стратегических инициатив, Общественной палате Российской Федерации, Психологическому институту Российской академии образования, Федеральному ресурсному центру по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, предоставившим площадки проведения профессионального обсуждения, а также модераторам и выступающим за личный вклад в профессиональное развитие специалистов сферы детства и совершенствование психолого-педагогических и социальных практик работы.

[1] Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-20198

[2] Разработан в рамках Проекта «Развитие СО НКО: доказательность социальных практик» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов


МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Информационное письмо о проведении конференции  скачать
Программа конференции скачать
Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства скачать
Сборник материалов конференции скачать
Каталог лучших практик работы с детством «Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде» скачать
Специальный выпуск сетевого журнала "Вестник практической психологии образования", приуроченный к проведению  Международной научно-практической конференции "Психология образования: лучшие практики работы с детством" скачать
Специальный выпуск сетевого журнала "Вестник практической психологии образования". Тема выпуска "Итоги Международной научно-практической конференции "Психология образования: лучшие практики работы с детством" скачать
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДОВ  ПЕРВОГО ДНЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ (20 НОЯБРЯ 2019 ГОДА)
Рубцов Виталий Владимирович. О создании реестра лучших социальных практик, выявленных в ходе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства скачать
Гарифулина Эльвира Шамильевна. Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью скачать
Подушкина Татьяна Геннадьевна. Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью скачать
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДОВ  ВТОРОГО ДНЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ (21 НОЯБРЯ 2019 ГОДА)
Чиркина Римма Вячеславовна, Чернушевич Владимир Анатольевич, Теплова Анна Борисовна.
Оценка эффективности практик ранней профилактики девиантного поведения детей в образовательной среде
скачать
Сергей Аруин (Дюссельдорф, Германия)
Современные проблемы и риски взросления в Германии. Новые технологии и методы преодоления радикализации, дезадаптации и криминализации в подростково-молодежных группах риска
скачать
Натан Гельман, Израиль
Методы и технологии продвижения значимых социальных изменений в жизни молодых людей из групп риска. Оценка эффективности программ социально-психологического вмешательства
скачать
Проф. Мария Хесус Гарсия Сото (María Jesús García Soto), Испания
Испанская система защиты детства. Юридические меры, применяемые к юным правонарушителям.  Ресурсы и профессиональная подготовка в области социальной интеграции
скачать
Хейкки Туркка (Heikki Turkka), Юлия Саархольм (Julia Saarholm), Хельсинки, Финляндия. 
Анализ и решение сложных затяжных конфликтов среди детей и молодежи. 
Конкретные инструменты влияния на противоправное поведение и конфликты в молодежной среде (уличная медиация и др.).
скачать
Душина Ирина Александровна. Ассоциативные карты в практике школьного психолога скачать
Шпагина Елена Михайловна. Жестокое обращение с детьми: виды, последствия и профилактика скачать
Гурина Оксана Дмитриевна. Ксенофобия и экстремизм в подростковой среде: психологические особенности и факторы профилактики скачать
Форсеева Ирина Викторовна. Арт -педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста с РАС скачать
Семаго Наталья Яковлевна. Практика инклюзивного обучения детей с РАС: причины проблем скачать
Груздева Оксана Владимировна. Система ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, как инструмент формирования инклюзивной образовательной среды в ДОУ и СОШ скачать
Хаустов Артур Валерьевич. Ресурсная поддержка инклюзивного образования на примере опыта работы ФРЦ РАС скачать 
Арчакова Татьяна Олеговна. Повышение уровня доказательности практики Центра временного пребывания для матерей с детьми «Теплый дом»: встраивая оценку в практику скачать
 Дженни Грэй (Jenny Grey), Стивен Пиззи (Stephen Pizzy) скачать
 Евдокимова Ольга Анатольевна. Опыт организаций по повышению уровня доказательности социальных практик скачать
 Зевина Диана Аркадьевна. Практика восстановления семейных и родственных связей воспитанников интернатных учреждений. Опыт БФ «Дети наши  скачать
 Юлия Куокканен. Системный подход в работе органов защиты детей в Финляндии скачать
 Осипова Алла Владимировна. Верификация практики «Сохраним семью для ребенка»: профилактика социального сиротства, работа с родными семьями скачать
 Романова Елизавета Александровна. Верификация практики непрерывного сопровождения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на базе Центра содействия семейному воспитанию  скачать
 Романова Ирина Николаевна. Горькая правда, или «сладкая» ложь?Проблема тайны усыновления скачать
 Самсонова Гульнара Хайдаровна. Опыт работы Чувашской Республики в сопровождении замещающих семей скачать
 Степанова (Скрипка) Татьяна Сергеевна. Маршрут построен! Первая верификация практики «Взлетная полоса»: активизация внутренних ресурсов семьи для сохранения ребенка через систему внешней помощи скачать
 Шанцева Ирина Петровна. Профилактика дезадаптации ребенка в приемной семье: экспериментальная практика» скачать 
Якиманская Ирина Сергеевна. Практика проведения судебных психолого-педагогических экспертиз в ситуации развода родителей скачать
Презентации докладов симпозиума «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» перейти
 Еремина Юлия Евгеньевна, Васильева Анна Александровна, Байдык Олеся Алексеевна, Архаткина Екатерина Николаевна. Коррекционно-развивающая программа для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности скачать 
 Шакирова Ольга Алексеевна. Программа коррекционно-развивающей работы «Дари добро»  скачать
 Батищева Елена Ярославовна. Развивающая психолого-педагогическая программа по формированию произвольности поведения и рефлексивных способностей детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп исследований»»  скачать
 Орлова Светлана Александровна. Модель организации работы психологической службы в системе образования скачать 
 Бравославская Светлана Владимировна, Маликова Надежда Михайловна, Аванесян Жанна Викторовна. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Мама всегда рядом!»  скачать
 Торкаченко Юлия Владимировна. Здоровье педагога как одно из условий психологической безопасности в образовательном пространстве скачать
Шагивалиева Гульнара Камиловна. Проектная деятельность педагога-психолога в организации психологической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации скачать
 Гимаджиева Оксана Сергеевна. Профилактика буллинга  среди детей  подросткового возраста «Дорога добра» скачать 
Косолапова Наталия Рюриковна. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов  дошкольных образовательных организаций в овладении средствами
личностно-развивающего взаимодействия с детьми
скачать 
 Морозова Алиса Сергеевна. Ментальная арифметика как эффективный инструмент развития интеллектуальных способностей дошкольников скачать 
Свободина Юлия Викторовна. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования скачать
Головкова Татьяна Николаевна. Песочное волшебство скачать

МАТЕРИАЛЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДОВ  ТРЕТЬЕГО ДНЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ (22 НОЯБРЯ 2019 ГОДА)

Марголис Аркадий Аронович. Доказательный подход и реестр лучших практик работы с детством скачать
Крис Сахончик. Научно-доказательные управленческие подходы для повышения эффективности работы с детьми, молодежью и семьями скачать
Дженни Грей. Практики работы с проблемами жестокого обращения скачать
Иванова Надежда Анатольевна. Реестр лучших управленческих региональных и муниципальных практик в рамках Десятилетия детства скачать
Шумакова Наталия Борисовна. Поддержка и развитие детей,  проявивших выдающиеся способности скачать
Шпагина Елена Михайловна. Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи скачать
Романова Евгения Сергеевна. Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде– 2019 скачать
Рекомендации участников симпозиума «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик» скачать
Рекомендации участников симпозиума «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» скачать

 ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Телеверсия первого дня работы Конференции 20 ноября 2019 года
Телеверсия второго дня работы Конференции 21 ноября 2019 года

ФОТООТЧЕТ О РАБОТЕ КОНФЕРЕНЦИИ

20 ноября 2019 года. Первый день работы конференции. Открытие конференции. Актовые лекции экспертов в области детства

21 ноября 2019 года. Второй день работы конференции. Круглый стол «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью». Симпозиум «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования (подведение итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2019)«

22 ноября 2019 года. Третий день работы Конференции. Пленарное заседание Конференции

Информационное письмо о проведении конференции (скачать)

Пресс-релиз Конференции

на сайте Московского государственного психолого-педагогического университета;

на сайте Агентства социальной информации;

на сайте портала www.kon-ferenc.ru;

на сайте Московской службы психологической помощи населению;

на портале Leader-ID;

на портале профстандартпедагога.рф;

на портале INVA.tv;

на портале профобразование.