Инклюзия в вопросах и ответах

 

В преддверие нового учебного года в столице состоялся Московский международный форум «Город образования». Мероприятие привлекло рекордное количество посетителей, причем в этом году особым интересом пользовались площадки, освещающие специфику обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большое количество вопросов поступало на консультативную площадку, организованную Городским психолого-педагогическим центром совместно с образовательными учреждениями, участвующими в проекте «Ресурсная школа – территория успеха для каждого». Самая актуальная тематика консультаций – различные аспекты инклюзивного образования.

К экспертам обращались как сотрудники школ – учителя, педагоги-психологи, дефектологи и логопеды, – так и родители обучающихся. Инклюзивное образование – это новая, стремительно меняющаяся и развивающаяся реальность, и потребность в трансляции уже накопленного опыта пока очень высока. 

В связи с этим, в новом учебном году Городской психолого-педагогический центр совместно с ведущими экспертами Ассоциации инклюзивных школ и специалистами ресурсных школ Москвы открывает новую рубрику «Инклюзия в вопросах и ответах». В этой рубрике мы будем отвечать на самые актуальные вопросы, касающиеся совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормотипичных сверстников.

Вопрос: В седьмой класс общеобразовательной школы пришел ученик с задержкой психического развития, как учителям-предметникам подготовиться к обучению этого ребенка?

Ответ: Планируя работу с обучающимся с ОВЗ необходимо исходить из особенностей и возможностей конкретного ребенка. Говоря об обучающихся с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что планируемые образовательные результаты для таких детей соотносятся с результатами сверстников, обучающихся по общеобразовательным программам. В целом, содержание рабочих программ учителя-предметника не претерпит серьезных изменений, но потребуется адаптация материала под возможности ученика. Например, может появиться необходимость увеличить время выполнения заданий, заменить письменные работы тестами, разработать опорный план для устного ответа и т.п. Как понять, что именно необходимо предпринять? В первую очередь, обратиться к специалистам психолого-педагогической службы, которые обладают достаточными компетенциями для подробной психолог-педагогической диагностики и смогут выявить сильные стороны вашего нового ученика, а также те области, в которых ему потребуется помощь. Необходимо помнить, что создание специальных условий для получения образования – всегда командная работа.

Помимо вышесказанного, учителям, готовящимся обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пройти курсы повышения квалификации, освещающие вопросы инклюзивного образования.

Вопрос: В школу впервые пришли дети с ограниченными возможностями здоровья. Опыта организации специальных условий получения образования в учреждении нет, кто должен взять на себя ответственность за вопросы инклюзивного образования?   

Ответ: Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это очень серьезная и глобальная задача, решить которую не может отдельно взятый специалист. Для того, чтобы школа стала инклюзивной, необходимо поменять весь ее уклад: администрация должна подготовить кадровый состав, создать доступную среду; учителя – иметь внутреннюю установку на принятие разных детей и понимать, как адаптировать среду и программный материал под их нужды; специалистам психолого-педагогической службы - быть достаточно квалифицированными и гибкими для оказания адресной помощи детям, а также работать в тесном контакте с педагогами. Даже поведение охранников и работников столовой может существенно влиять на общую атмосферу в школе. Помимо этого, перед учреждением стоят серьезные методические задачи: необходимо разработать адаптированные основные общеобразовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты.  Для некоторых детей должны быть предусмотрены возможность перехода на индивидуальный учебный план, введение особой системы оценивания, гибкого подхода к организации уроков и т.д. Соответственно, отвечать за вопросы инклюзивного образования должен специалист, способный организовать командную работу педагогического коллектива, разработать локальную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы создания специальных условий, создать принимающую комфортную среду.

Вопрос: Существуют ли какие-либо нормативы по количеству обучающихся на ставку заработной платы учителя-логопеда в общеобразовательной школе?

Ответ: Число обучающихся зависит от нескольких факторов. Во-первых, учитывается специфика нарушений речи у детей. Очевидно, что тяжелое недоразвитие речи (которое подтверждено заключением ПМПК) требует тщательной кропотливой помощи со стороны специалиста. Если же мы говорим, к примеру, о нарушениях произносительной стороны речи, то таких учеников можно объединять в мини-группы – и тем самым увеличивать количество детей, охваченных коррекционной работой. Во-вторых, если брать именно категорию обучающихся с ОВЗ, учитель-логопед обязан реализовать коррекционные курсы, предусмотренные ФГОС ОВЗ, и индивидуальные рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией. На практике, если в школе большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, это означает, что общее количество учеников на ставку учителя-логопеда снижается, т.к. на реализацию АООП для одного ученика уходит больше времени. В любом случае, количество детей на ставку специалиста психолого-педагогической службы может регулироваться локальной нормативно-правовой базой организации. 

 

ФПО России в социальных сетях

Значимые события отделений

НПК "Психологические и социально--педагогические аспекты безопасности образовательной среды"

 и социально--педагогические аспекты безопасности образовательной среды.jpg
Отделение Федерации: 
Липецкая область, г. Липецк

Учёные и практики обсудили на межрегиональной конференции психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды. Читать целиком »

Круглый стол «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы»

2019_04_19.JPG
Отделение Федерации: 
Московское отделение

19 апреля 2019 г. в рамках научно-практического семинара Московского отделения ФПОР состоялся круглый стол на тему «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы». Читать целиком »

Семинар «Построение системы социально-психологического сопровождения в вузе»

21.03.2019_photo_seminar.jpg
Отделение Федерации: 
Московское отделение

21 марта 2019 года в Московском физико-техническом университете состоялся семинар «Построение системы социально-психологического сопровождения в вузе». Читать целиком »

Об итогах II областной научно-практической конференции «Теоретико-правовые и прикладные аспекты внедрения медиативных технологий

2019-04-22.jpg
Отделение Федерации: 
Свердловская область, г.Полевской

22 апреля в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» состоялась II областная научно-практическая конференция «Теоретико-правовые и прикладные аспекты внедрения медиативных технологий в Свердловской области». Читать целиком »

XIII Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь"

2019_03_27-28.jpg
Отделение Федерации: 
Свердловская область, г.Полевской

27-28 марта в Уральском федеральном округе состоялся XIII Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь". Читать целиком »

ФПО России в 2019г.

Меню

Экспертиза '13-18

Вестник

Navigation

В этом месяце мы поздравляем членов ФПО России

Поздравляем с Днем рождения! Желаем счастья, здоровья, благополучия и исполнения всего задуманного!