Выбрать задачу
- Что делать, если дети злятся на родителей? И что все это значит? Часто родители не знают, что делать с детской злостью и с детской агрессией и как на нее реагировать. И часто как будто внутри себя перестают быть взрослыми. Что же с ними происходит? Что происходит с родителями, когда дети на них злятся?
- Они обижаются и начинают говорить что-то типа "я о тебе забочусь, а ты...".
- Они начинают сердиться в ответ и отвечать ребенку как равному. Например, давать сдачи.
- Они уходят и реагируют отвержением, говоря примерно следующее: "ну и оставайся один, раз ты такой злой".
- Они начинают прикидываемся слабыми и говорить тонким блеющим голосом, да еще не от первого лица: "Мааааму нельзяяяя бить. На мааааму нельзяяяя сердиииться".
- Они пытаются не замечать того, что происходит.
- Они начинают обвинять и взывать к совести, привлекая третьих лиц и говоря: "Погляди, все на тебя смотрят. Какой ты невоспитанный мальчик!".
- Они начинают еще больше пытаться затопить ребенка любовью, не реагируя на его злость.
- Они дают прямое невыполнимое указание: "Замолчи! Не злись! Не кричи! Злиться нельзя!". И все это обычно не приводит к желаемому результату. Выражают гнев как умеют. Ломают что-то или ранят себя. Больше болеют. Дерутся с другими детьми. В общем, учатся окольными способами выражать свои чувства. А еще часто у родителей есть странные представления об отношениях с детьми. Например, такие:
- Раз я его мама (папа), он не имеет поводов на меня сердиться.
- Раз от меня любит, он не должен на меня сердиться.
- Раз я хочу как лучше, он не должен на меня сердиться.
- Раз я его люблю, он не должен на меня сердиться.
- Раз он ребенок, он не должен на меня сердиться.
- Если он на меня сердится, значит он меня не любит.
- Если он на меня сердится, надо это пресечь, пока он маленький, а то потом...
Если он сначала проявляет ко мне злость и пытается давить на меня, а потом приходит за утешением, он маленький двуличный тип, и нельзя давать ему утешение. Пусть знает!
- Раз он злится, надо обязательно ему ответить тем же, чтобы он знал, кто в доме хозяин.
- Раз он злится, значит он плохо воспитан.
- Раз он злится, значит он чего-то не понимает, надо ему это объяснить и поменять его мнение. Давайте обсудим? Что происходит с детьми, когда они злятся? Что происходит с детьми на самом деле, когда они сердятся на родителей и как с этим быть? И признаком чего является злость в отношениях детей и родителей?
Злость – это чувство, которое сообщает о том, что между людьми существуют психологические и физические границы. А психологические границы между людьми – это хорошо. Это значит, что в отношениях возможна свобода и близость. Психологические границы у ребенка начинают формироваться с рождения, и для этого процесса нужно достаточно приятия и безопасности. Ребенок должен напитаться родительской любовью и принятием, чтобы потом, чувствуя себя в безопасности, постепенно начать заявлять о себе как об отдельной личности. Так что если ребенок злится при вас и на вас, вы можете быть спокойны, потому что ребенок чувствует себя в безопасности рядом с вами и начинает выстраивать свои границы. И еще, если ребенок злится на вас и проявляет это, то радуйтесь, потому что он вам доверяет. Он знает ваши реакции и понимает, что с вами безопасно попробовать свои силы. И дать ему это попробовать – ваша родительская функция. С вами, наверное, бывало такое, что ребенок при маме, которая с ним находится весь день, капризный и сердитый, а при папе, который приходит только вечером, ребенок радостный и послушный. И папа наивно спрашивает: "А почему у тебя с ним проблемы? Со мной он ведет себя хорошо!". Ну конечно, с работающим папой, которого он гораздо хуже знает, ребенок будет вести себя осторожно, потому что он его плохо знает и доверия меньше. Но стоит папе провести с ребенком выходные, как он тут же узнает по чем фунт лиха и начинает лучше понимать маму. Также бывает и с другими мало знакомыми взрослыми. При маме ребенок капризный, а без мамы послушный. Отчасти поэтому детские врачи иногда просят родителей выйти, чтобы они могли осмотреть ребенка, который без мамы будет гораздо больше бояться и может замереть и дать себя осмотреть. Стоит ли подвергать своего ребенка такому риску ради удобства врача – это другой вопрос. Но факт остается фактом, дети проявляют злость по отношению к родителям только если они им доверяют. Еще важный факт, что дети пытаются построить психологическую границу между вами и собой при помощи злости. Это значит, что они становятся самостоятельнее. А самостоятельный ребенок, умеющий сам о себе заботиться – это ли не мечта любого родителя?
Также, злость – это энергия для того, чтобы добиться того, что мы хотим. Если у ребенка есть силы злиться, это значит, что он знает, чего хочет и нашел силы это попросить. У него достаточно опоры на себя и он может уже хоть на время от делиться от родителя. Каждый ребенок должен отделиться от родителя, чтобы стать самостоятельнее. По-другому никак.
И еще, злость говорит о том, что у ребенка есть свои потребности, он их понимает и говорит что ему нужно. Так что если ваш ребенок сердится, это значит, он точно знает, что ему нужно. А это значит, что потом он хорошо разберется в жизни и сможет сообщить другим людям о себе ясно и энергично. Они кричат громко, бьют со всей детской силы, стоят на своем намертво или могут даже укусить. И это иногда может затронуть наши чувствительные места. И это часто злит, потому что ломает наши планы и отвлекает от важного. Иногда это даже обидно. Но важно реагировать на это не как дети, которые противостоят другим детям, а как мудрые взрослые, которые находятся в позиции родителя. И для этого нужно много работы со своим внутренним ребенком, которому, возможно, в детстве запрещали сердиться.
Дорогие взрослые, очень важно осознать свои страхи и свои реакции. Если вы обижаетесь на ребенка, который всего на всего растет при помощи вас, то кто вы в этот момент? - Скорее всего, тоже ребенок. Если вы злитесь так, что хотите дать сдачи, то кто вы в этот момент? - Явно не родитель. В общем, есть над, чем задуматься.
Комментарий
Из опыта работы педагога-психолога
Опубликовано Елена Разина - вт, 12/14/2021 - 21:34
Из опыта работы педагога-психолога
Опубликовано Елена Разина - вт, 12/14/2021 - 21:35