Реабилитация и образование детей с ОВЗ и инвалидностью: цифровая платформа практик построения реабилитационно-образовательного пространства

Служба онлайн консультирования специалистов

Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" осуществляет консультационную поддержку специалистов по вопросам применения инновационной модели реабилитационно- образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Отправляя сообщение, я даю согласие на обработку моих персональных данных

Частые и актуальные вопросы

  • Вопрос от: Елена
    ,Сахалинская область
    Тема: Распределение рабочего времени
    Сообщение: Здравствуйте! Я работаю педагогом-психологом в реабилитационном центре для детей инвалидов(от 0 до 18 лет). Мое рабочее время 7,2 ч.
    Сколько должно быть уделено времени на практическую деятельность с детьми, родителями, сотрудниками и методическое время? Этих норм для педагога-психолога не нигде.
    И почему у психолога, работающего с детьми с ОВЗ не установлен сокращённый рабочий день?
    Благодарю за ответ)
    Ответ эксперта:
    По рабочему времени педагога-психолога нормативная документация:
    ⁃ Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ 1601);
    ⁃ Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Приказ 536).
    Согласно п. 2.1 Приказа 1601 Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается педагога-психологам
    П. 8.1 Приказа 536 установлено, что режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом
    выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени.
    Остальное время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации.
    Продолжительность рабочего времени с детьми определена в приказе руководителя.
    Подводя итоги, для нормальной работы необходимо иметь на руках приказы образовательной организации:
    1. об определении количества рабочих часов, затрачиваемых на непосредственную работу с детьми. Таким образом, понимаем, сколько остается количества часов на методическую работу.
    2. об определении рабочего места для выполнения методической работы (в школе или ином месте, например, дома).

    С уважением,
    специалисты Центра реабилитации и образования №7 города Москвы
  • Вопрос от: Администратор
    Тема: АООП
    Сообщение: Что такое АООП? Что в себя включает? Кто ее составляет и утверждает? На какой срок пишется АООП?

    Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных нозологических групп с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. Она разрабатывается в строгом соответствии с ФГОС НО обучающихся с ОВЗ/ ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП самостоятельно разрабатывается педагогами школы и утверждается образовательной организацией на педагогическом совете.

    Примерные АООП представлены на сайте http://fgosreestr.ru/. В них прописаны требования к структуре, обязательным компонентам программы, представлены учебные планы, даны требования к результатам обучения, содержание по предметным областям и т.д. На основе этих примерных программ, образовательная организация разрабатывает свою АООП, учитывая особенности и возможности образовательной организации, дополняет ее реальными программами коррекционной работы специалистов, работы с родителями и т.д. В зависимости от варианта АООП (варианты 1, 2, 3, 4) образовательная организация может поменять от 20 до 40 % содержания.

    Хорошо если в образовательной организации есть «Положение о разработке АООП», где определяется структура, порядок разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

    Составляется АООП коллективом авторов, как правило из наиболее опытных педагогов и тех, кто будет работать по данным АООП (учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, члены администрации).

    Изменения в разработанные АООП вносятся по мере необходимости, данная процедура прописывается в Положении о разработке АООП.

    АООП составляется на уровень образования, одну нозологическую группу и вариант программы, например: АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант программы 1), АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант программы 2), АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант программы 8.1), АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант программы 8.2), АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант программы 7.2), АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант программы 5.1) и т.д.


    Какими документами можно руководствоваться, разрабатывая АООП?


    АООП разрабатывается на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и/ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и локальных нормативно-правовых документов образовательной организации (при наличии).

    Важная информация содержится также в:

    - «Методических рекомендациях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (подготовлены ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет"; письмо № ВК-452.07 от 11.03.2016);

    - «Методических рекомендации по реализации ФГОС НОО слепых и слабовидящих обучающихся» (письмо №07-719 от 19.02.2016);

    - СанПиН 2.4.2. 3286-15;
    - Приказе № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».


    ​Что делать, если ребенок не усваивает вариант АООП, который ему рекомендован Центральной (Территориальной) психолого-медико-педагогической комиссией (Ц(Т)ПМПК)?


    Родителям/законным представителям рекомендуют повторное прохождение ЦПМПК для уточнения специальных условий получения образования, обосновывая необходимость замены варианта программы в сопровождающих документах (обычно, характеристика-представление на ребенка, выписки из дневника, промежуточной или итоговой аттестации). Любое изменение варианта Программы осуществляется только по решению Ц(Т)ПМПК.
    Ответ эксперта:
    С уважением,
    специалисты ГППЦ, эксперты Ассоциации инклюзивных школ
  • Вопрос от: Администратор
    Тема: нормативы по количеству обучающихся
    Сообщение: Существуют ли какие-либо нормативы по количеству обучающихся на ставку заработной платы учителя-логопеда в общеобразовательной школе?
    Ответ эксперта:
    Число обучающихся зависит от нескольких факторов. Во-первых, учитывается специфика нарушений речи у детей. Очевидно, что тяжелое недоразвитие речи (которое подтверждено заключением ПМПК) требует тщательной кропотливой помощи со стороны специалиста. Если же мы говорим, к примеру, о нарушениях произносительной стороны речи, то таких учеников можно объединять в мини-группы – и тем самым увеличивать количество детей, охваченных коррекционной работой. Во-вторых, если брать именно категорию обучающихся с ОВЗ, учитель-логопед обязан реализовать коррекционные курсы, предусмотренные ФГОС ОВЗ, и индивидуальные рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией. На практике, если в школе большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, это означает, что общее количество учеников на ставку учителя-логопеда снижается, т.к. на реализацию АООП для одного ученика уходит больше времени. В любом случае, количество детей на ставку специалиста психолого-педагогической службы может регулироваться локальной нормативно-правовой базой организации.
  • Вопрос от: Администратор
    Тема: дети с ограниченными возможностями здоровья
    Сообщение: В школу впервые пришли дети с ограниченными возможностями здоровья. Опыта организации специальных условий получения образования в учреждении нет, кто должен взять на себя ответственность за вопросы инклюзивного образования?
    Ответ эксперта:
    Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это очень серьезная и глобальная задача, решить которую не может отдельно взятый специалист. Для того, чтобы школа стала инклюзивной, необходимо поменять весь ее уклад: администрация должна подготовить кадровый состав, создать доступную среду; учителя – иметь внутреннюю установку на принятие разных детей и понимать, как адаптировать среду и программный материал под их нужды; специалистам психолого-педагогической службы - быть достаточно квалифицированными и гибкими для оказания адресной помощи детям, а также работать в тесном контакте с педагогами. Даже поведение охранников и работников столовой может существенно влиять на общую атмосферу в школе. Помимо этого, перед учреждением стоят серьезные методические задачи: необходимо разработать адаптированные основные общеобразовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты. Для некоторых детей должны быть предусмотрены возможность перехода на индивидуальный учебный план, введение особой системы оценивания, гибкого подхода к организации уроков и т.д. Соответственно, отвечать за вопросы инклюзивного образования должен специалист, способный организовать командную работу педагогического коллектива, разработать локальную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы создания специальных условий, создать принимающую комфортную среду.
  • Вопрос от: Администратор
    Тема: ученик с задержкой психического развития
    Сообщение: В седьмой класс общеобразовательной школы пришел ученик с задержкой психического развития, как учителям-предметникам подготовиться к обучению этого ребенка?
    Ответ эксперта:
    Планируя работу с обучающимся с ОВЗ необходимо исходить из особенностей и возможностей конкретного ребенка. Говоря об обучающихся с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что планируемые образовательные результаты для таких детей соотносятся с результатами сверстников, обучающихся по общеобразовательным программам. В целом, содержание рабочих программ учителя-предметника не претерпит серьезных изменений, но потребуется адаптация материала под возможности ученика. Например, может появиться необходимость увеличить время выполнения заданий, заменить письменные работы тестами, разработать опорный план для устного ответа и т.п. Как понять, что именно необходимо предпринять? В первую очередь, обратиться к специалистам психолого-педагогической службы, которые обладают достаточными компетенциями для подробной психолог-педагогической диагностики и смогут выявить сильные стороны вашего нового ученика, а также те области, в которых ему потребуется помощь. Необходимо помнить, что создание специальных условий для получения образования – всегда командная работа.

    Помимо вышесказанного, учителям, готовящимся обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пройти курсы повышения квалификации, освещающие вопросы инклюзивного образования.
  • Вопрос от: Посетитель сайта
    Тема: Профвыбор и Профобразование детей с ОВЗ
    Сообщение: Профвыбор и Профобразование детей с ОВЗ
    Ответ эксперта:
    В ГБОУ Центр реабилитации и образования реализуется проект раннего профессионального определения и профессиональной поддержки «Шаг в будущее».
    Его цель – ранняя профориентация и помощь в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со статусом «ребенок-инвалид» через знакомство с миром профессий и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
    В рамках проекта создан специализированный кабинет профориентации, в котором проводится диагностика профессиональных предпочтений воспитанника. По результатам выстраивается индивидуальный маршрут, в рамках которого ребенок с ограничениями жизнедеятельности имеет возможность попробовать различные профессии «на вкус», изучить их основы на практике. Среди программ, работающих в Центре: салон красоты, оказание первой помощи, дизайнерская мастерская, швейная мастерская, агроклуб, кулинария, резьба по дереву. Для реализации программ используется инновационное обучающее оборудование: 3D блинница, 3D принтер, принтер для печати на фруктах.
    Мы ориентируемся на востребованные в современном мире профессии, которые будут по силам ребенку с ограничениями жизнедеятельности, и благодаря которым ребенок будет твердо стоять на своих ногах. Педагоги планируют расширить количество проектов, открыв кузницу, автомастерскую, типографию.

    С уважением,
    Арина Миллер
    ГБОУ Центр реабилитации и образования №7
  • Вопрос от: Посетитель сайта
    Тема: Инновационные арт-терапевтические методики в работе с детьми с ОВЗ
    Сообщение: Инновационные арт-терапевтические методики в работе с детьми с ОВЗ
    Ответ эксперта:
    Опыт применения типс-моделирования с fischer TiP от fischertechnik в работе с детьми с ОВЗ
    «- Чем мы сегодня займемся?
    - Создавать удивительный мир с помощью типсов.
    - Что-о-о? Чипсов?»
    Этот разговор повторяется каждый раз, когда начинается занятие, на котором я планирую использовать типс-моделирование. Что ж, дети еще до знакомства с fischer TiP начинают улыбаться. Кстати, это работает для детей от 6 до 18.
    Позвольте рассказать, как я использую типс-моделирование.
    Так вот, fischer TiP подходит всем – варьируются только задачи.
    Во-первых, типсы абсолютно безопасны, т.к. сделаны из картофельного крахмала. Ничего страшного не произойдет, если ребенок потянет яркую подушечку в рот.
    Во-вторых, работать с типсами действительно очень легко. И кстати, дети интуитивно и с удовольствием ищут новые способы их применения.
    В-третьих, сфера творческого применения fischer TiP практически безгранична. На первом этапе работы дети, как правило, пытаются повторить предложенный образец, но очень быстро уходят в «свободное плаванье».
    Ну, и, в-четвертых, применение типсов имеет действительно обширный реабилитационный эффект: развитие мелкой моторики, абстрактного мышления, креативности, коммуникативных навыков (при использовании в группе).
    Мне нравится не только использовать fischer TiP сами по себе для создания картин и фигурок, но и миксовать их с другими материалами: цветным песком, коллажем, пастелью и прочими.
    в общем, после первого занятия с использованием типсов, самым частым вопросом от детей становится: когда мы снова будем играть в чипсы?

    С уважением,
    Арина Миллер
    ГБОУ Центр реабилитации и образования №7