Инклюзия в вопросах и ответах

 

В преддверие нового учебного года в столице состоялся Московский международный форум «Город образования». Мероприятие привлекло рекордное количество посетителей, причем в этом году особым интересом пользовались площадки, освещающие специфику обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большое количество вопросов поступало на консультативную площадку, организованную Городским психолого-педагогическим центром совместно с образовательными учреждениями, участвующими в проекте «Ресурсная школа – территория успеха для каждого». Самая актуальная тематика консультаций – различные аспекты инклюзивного образования.

К экспертам обращались как сотрудники школ – учителя, педагоги-психологи, дефектологи и логопеды, – так и родители обучающихся. Инклюзивное образование – это новая, стремительно меняющаяся и развивающаяся реальность, и потребность в трансляции уже накопленного опыта пока очень высока. 

В связи с этим, в новом учебном году Городской психолого-педагогический центр совместно с ведущими экспертами Ассоциации инклюзивных школ и специалистами ресурсных школ Москвы открывает новую рубрику «Инклюзия в вопросах и ответах». В этой рубрике мы будем отвечать на самые актуальные вопросы, касающиеся совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормотипичных сверстников.

Вопрос: В седьмой класс общеобразовательной школы пришел ученик с задержкой психического развития, как учителям-предметникам подготовиться к обучению этого ребенка?

Ответ: Планируя работу с обучающимся с ОВЗ необходимо исходить из особенностей и возможностей конкретного ребенка. Говоря об обучающихся с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что планируемые образовательные результаты для таких детей соотносятся с результатами сверстников, обучающихся по общеобразовательным программам. В целом, содержание рабочих программ учителя-предметника не претерпит серьезных изменений, но потребуется адаптация материала под возможности ученика. Например, может появиться необходимость увеличить время выполнения заданий, заменить письменные работы тестами, разработать опорный план для устного ответа и т.п. Как понять, что именно необходимо предпринять? В первую очередь, обратиться к специалистам психолого-педагогической службы, которые обладают достаточными компетенциями для подробной психолог-педагогической диагностики и смогут выявить сильные стороны вашего нового ученика, а также те области, в которых ему потребуется помощь. Необходимо помнить, что создание специальных условий для получения образования – всегда командная работа.

Помимо вышесказанного, учителям, готовящимся обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пройти курсы повышения квалификации, освещающие вопросы инклюзивного образования.

Вопрос: В школу впервые пришли дети с ограниченными возможностями здоровья. Опыта организации специальных условий получения образования в учреждении нет, кто должен взять на себя ответственность за вопросы инклюзивного образования?   

Ответ: Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это очень серьезная и глобальная задача, решить которую не может отдельно взятый специалист. Для того, чтобы школа стала инклюзивной, необходимо поменять весь ее уклад: администрация должна подготовить кадровый состав, создать доступную среду; учителя – иметь внутреннюю установку на принятие разных детей и понимать, как адаптировать среду и программный материал под их нужды; специалистам психолого-педагогической службы - быть достаточно квалифицированными и гибкими для оказания адресной помощи детям, а также работать в тесном контакте с педагогами. Даже поведение охранников и работников столовой может существенно влиять на общую атмосферу в школе. Помимо этого, перед учреждением стоят серьезные методические задачи: необходимо разработать адаптированные основные общеобразовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты.  Для некоторых детей должны быть предусмотрены возможность перехода на индивидуальный учебный план, введение особой системы оценивания, гибкого подхода к организации уроков и т.д. Соответственно, отвечать за вопросы инклюзивного образования должен специалист, способный организовать командную работу педагогического коллектива, разработать локальную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы создания специальных условий, создать принимающую комфортную среду.

Вопрос: Существуют ли какие-либо нормативы по количеству обучающихся на ставку заработной платы учителя-логопеда в общеобразовательной школе?

Ответ: Число обучающихся зависит от нескольких факторов. Во-первых, учитывается специфика нарушений речи у детей. Очевидно, что тяжелое недоразвитие речи (которое подтверждено заключением ПМПК) требует тщательной кропотливой помощи со стороны специалиста. Если же мы говорим, к примеру, о нарушениях произносительной стороны речи, то таких учеников можно объединять в мини-группы – и тем самым увеличивать количество детей, охваченных коррекционной работой. Во-вторых, если брать именно категорию обучающихся с ОВЗ, учитель-логопед обязан реализовать коррекционные курсы, предусмотренные ФГОС ОВЗ, и индивидуальные рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией. На практике, если в школе большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, это означает, что общее количество учеников на ставку учителя-логопеда снижается, т.к. на реализацию АООП для одного ученика уходит больше времени. В любом случае, количество детей на ставку специалиста психолого-педагогической службы может регулироваться локальной нормативно-правовой базой организации. 

 

Профессиональный разговор

Партнеры

ФПО России в социальных сетях

 

 

 

ФПО России в 2018г.

Меню

Вестник

Журнал "Вестник практической психологии образования"
№1-2-2018 вышел в свет!

Номера журнала

Navigation