Профилактическая психолого-педагогическая программа «Адаптация обучающихся первых классов к школе»
Вложение | Размер |
---|---|
Гриф 2.pptx_.pdf | 311.81 КБ |
Гудач Алла Алексеевна - Диплом лауреата.pptx_.pdf | 162.86 КБ |
Гудач Алла Алексеевна - Благодарность участнику.pptx_.pdf | 187.13 КБ |
Многолетние исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному.
Исходя из данных ежегодного мониторинга, большинство детей (62%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (20%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (18%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями. Такие данные были получены при обследовании детей 1 классов основного общего образования. Если рассматривать детей 1 классов с ОВЗ, то результаты значительно отличаются. Так, например, у 72% обучающихся адаптация проходит длительный период времени, у 18% - адаптация проходит в течение первых двух месяцев и 10% обучающихся адаптируются к школе в течение одного месяца.
В соответствии с ФГОС учебно - воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно - деятельностный подход к обучению.
На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:
• адекватная самооценка;
• методы воспитания в семье и отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
• благоприятный статус в группе сверстников и т.д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:
• попустительский стиль воспитания в семье;
• функциональная неготовность к обучению в школе;
• неудовлетворенность в общении со взрослыми;
• неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Первоклассник осваивает новую социальную роль — роль ученика, ведущей становится учебная деятельность. Ребенок оказывается в новой социальной среде, появляются одноклассники, учителя. Наконец, меняется уклад жизни, появляются новые обязанности.
Актуальность содействия первоклассникам в том числе и детям с ОВЗ в процессе школьной адаптации объясняется тем что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, адаптация обеспечивает возрастное развитие школьника. Адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам. Кроме того, необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека или его окружения.
В соответствии с ФГОС учебно - воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно - деятельностный подход к обучению.
Цель программы: психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- способствовать умению сотрудничать в школьном коллективе;
- способствовать повышению учебной мотивации;
- обучать навыкам владения собой в трудных ситуациях.
Участники программы: обучающиеся 1 классов, в том числе и дети с ОВЗ.
Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа.
Программа рекомендована к применению педагогами - психологами образовательных организаций разных типов, работающих с детьми 1 классов, в том числе с ОВЗ.