Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в условиях ФГОС ДО «Совенок»
Проблема познавательного развития дошкольников одна из актуальных проблем в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что впоследствии оказывает определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.
Характеризуя реальные изменения современного ребенка,
Д.И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Именно поэтому в настоящее время все чаще поднимаются вопросы использования различных методов развития детской любознательности, средств развития у детей познавательного интереса.
Программа психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО «Совенок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Она направлена на создание условий для комфортного пребывания ребёнка в условиях ДОО, развитие познавательных процессов, любознательности, позитивной социализации. Преимуществом программы является ее практическая значимость, как инструментария по развитию познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Новизной данной программы является комплексный подход к решению проблем познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, с использованием различных методических приемов, в том числе экспериментальной деятельности, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников в условиях сотрудничества детского сада и семьи.
Практическая значимость программы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей дошкольного возраста «Совенок» заключается в том, что на основе выявленных особенностей познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, подобран разнообразный игровой занимательный материал, являющийся средством комплексного воздействия на развитие детей. С помощью него осуществляется познавательное развитие младшего дошкольника, и ребенок занимает активную позицию в самом процессе познания. Кроме того, программа позволила реализовать принципы ФГОС ДО при взаимодействии педагога с детьми дошкольного возраста и их родителями, и тем самым способствовала повышению качества образовательного процесса, в связи с чем, она была рекомендована к использованию в практической деятельности педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.