Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в условиях ФГОС ДО «Совенок»

Субъект РФ
Ульяновская область
Номинация
Развивающие психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Иванова Елена Евгеньевна, Чегодаева Екатерина Валерьевна, Чаматова Светлана Павловна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

Проблема познавательного развития дошкольников  одна из актуальных проблем в современной теории и практике детской педагогики и психологии.  Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что впоследствии оказывает определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

Характеризуя реальные изменения современного ребенка,

Д.И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.  Именно поэтому в настоящее время все чаще  поднимаются вопросы использования различных методов  развития детской любознательности, средств развития у детей познавательного интереса.

Программа психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО «Совенок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Она направлена на создание условий для комфортного пребывания ребёнка в условиях ДОО, развитие познавательных процессов, любознательности, позитивной социализации. Преимуществом программы является ее практическая значимость, как инструментария по развитию познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Новизной данной программы является комплексный  подход к решению проблем познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, с использованием различных методических приемов, в том числе экспериментальной деятельности,  направленных на развитие познавательных процессов воспитанников в условиях сотрудничества  детского сада и семьи.  

Практическая значимость программы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей дошкольного возраста «Совенок» заключается в том, что на основе выявленных особенностей познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, подобран разнообразный игровой занимательный материал, являющийся средством комплексного воздействия на развитие детей. С помощью него осуществляется познавательное развитие младшего дошкольника, и ребенок занимает активную позицию в самом процессе познания. Кроме того, программа позволила реализовать принципы ФГОС ДО при взаимодействии педагога с детьми дошкольного возраста и их родителями, и тем самым способствовала  повышению качества образовательного процесса, в связи с чем, она была рекомендована к использованию в практической деятельности педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.