Развивающая психолого-педагогическая программа «Светлячок»

Субъект РФ
Кемеровская область
Номинация
Развивающие психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Садлий Ольга Николаевна, Пантилеева Елена Андреевна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

Дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников имеется небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развивать эмоциональную сферу ребенка.  Умение общаться, быть услышанным и принятым, проявлять эмоциональную отзывчивость -  являются важнейшими способностями, данных человеку.    

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Взрослому сообществу (педагогам, родителям, законным представителям) необходимо научить ребенка сопереживать другому человеку и сочувствовать всему живому, что его окружает. Важно научить ребенка распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а так же развивать умение выражать свое внутреннее состояние чувства. Это отражено и в задачах реализации основной образовательной программы дошкольного образования.  В содержании образовательной области развития «Социально-коммуникативное развитие» большое внимание уделено усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.  

В содержании образовательной области развития «Художественно-эстетическое воспитание» основной задачей является воспитание  у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного и музыкального  искусства, развитие у них  эстетических чувств, эмоций, переживаний, вызов  яркого эмоционального отклика при восприятии ими  музыки разного характера и произведений искусства. 

Реализация развивающей психолого-педагогической программы «СВЕТЛЯЧОК» (далее Программа) является важным условием развития  у воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) эмоционально-волевой сферы, интеллекта (социального, эмоционального), коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, успешной адаптации к новым ступеням образования.