Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Дополнительная общеразвивающая программа «Воспитание гражданина будущего»»

Субъект РФ
Республика Крым
Номинация
Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Мак Диана Владимировна, Желудько Юлия Владимировна, Шерстова Анастасия Михайловна, Вашкевич Анастасия Владимировна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Аннотация

Актуальность. Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения является одной из важных задач, стоящих перед современным обществом и одной из приоритетных целей Федерального Государственного образовательного стандарта. Поэтому одним из значимых направлений деятельности образовательной системы нашей страны становится создание и реализация системы мер по формированию гражданской идентичности молодого поколения. Целеполагающий результат разработки и внедрения общеразвивающей программы в образовательную программу ФГБОУ «МДЦ «Артек» – формирование у обучающихся чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России, толерантное отношение к гражданам страны, стремление к самосовершенствованию и самовыражению в рамках гуманистических ценностей.

Общеразвивающая программа «Воспитание гражданина будущего» имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа имеет стартовый уровень освоения - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Новизна программы заключается в непрерывном психологическом сопровождении участников программы в течение смены, что содержит в себе новые методики преподавания. Содействие формированию гражданской идентичности подростков исходя из 4-х компонентов составляющих гражданскую идентичность личности: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный (коннотативный) компонент, ценностно-ориентировочный (аксиологический) компонент, деятельностный (поведенческий) компонент.

Педагогическая целесообразность программы большое внимание на занятиях по программе «Воспитание гражданина будущего» уделяется проигрыванию и анализу различных гражданственных, социальных патриотических ситуаций, групповой беседе, творческому самовыражению подростков, групповому тестированию.

Занятия, упражнения, игры оказывают положительное влияние на формирование у обучающихся чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России, толерантное отношение к гражданам страны, стремление к самосовершенствованию и самовыражению в рамках гуманистических ценностей. Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают участникам формировать этнические, общероссийские, общечеловеческие составляющие гражданской идентичности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что, в процессе её проведения возможны корректировки, внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и качества восприятия ими материала. Программа имеет психологическую направленность, которая становится особо интересной подросткам в условиях ФГБОУ «МДЦ «Артек». Так же, участники программы имеют возможность получать регулярные консультации педагога-психолога по вопросам гражданской идентичности

Объем программы. 12 часов.

Наполняемость групп: до 30 человек.

Возраст обучающихся. Программа ориентирована на детей 12-14 лет без специальной подготовки.

Формы и режим занятий

Режим занятий: занятия групповые, проводятся: 6 раз в смену по 2 академических часа каждое.

Формы занятий: тренинговые занятия, которые включают в себя:

  • развивающие упражнения;
  • дискуссии;
  • процедуры психодиагностики.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы);
  • компьютерная диагностика;
  • наглядные (просмотр видео и мультимедийных материалов, демонстрация иллюстративного материала, работа по заданиям);
  • практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа).