Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты»

Город: 
Сочи

Программа Всероссийской научно-практической конференции «ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Время проведения конференции:
в рамках Всероссийского психологического Форума "Обучение. Воспитание. Развитие. 2017"

Организаторы конференции
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация психологов образования России
Российская академия образования
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет
Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Участники конференции:
руководители и специалисты органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и специалисты образовательных организаций, члены профессиональных общественных организаций, методических объединений.

Информационные партнеры конференции:
Всероссийский научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»; www.rospsy.ru; www.psy.msu.ru; www.mgppu.ru; PsyJournals.ru; www.childpsy.ru

Цель проведения конференции: общественное обсуждение перспектив развития образования и его психологического обеспечения в условиях цифровой экономики. Обсуждение вопросов:

«Цифровой» ребенок (портрет современного ребенка и основные тенденции развития при существовании в цифровой среде, понятие безопасности в цифровую эпоху, психогигиена, психодиагностические возможности социальных сетей и т.д.)

«Цифровой» учитель (изменение роли учителя, обучение в процессе решения задачи командой единомышленников – учитель+ученики, педагогическое образование  - как система обучения постановке нетривиальных задач и лидерству в командной работе, переход от презентации знаний учителя в традиционной урочной системе к их передаче ученику в процессе решения совместной задачи, появление предметных тьюторов – высококлассных специалистов (непедагогов), готовых привлекать и сопровождать школьников при решении «нешкольных» прикладных задач, подключая их к «цифровым» командам, выращивая и развивая будущих сотрудников для своих компаний, оптимизация на уроке повышающая его «плотность» - преимущества и риски, в том числе для учителя; «сопротивление» учителей – в чем угроза цифровой среды для учителя? и т.д.)

Инклюзия в цифровой среде (новое понимание ограниченных возможностей развития, для кого цифровая среда может стать той расширенной реальностью, в которой их ограничения не существенны? Не появятся ли лица с ограниченными возможностями, специфичные для цифровой среды?)

Школа как распределенный образовательный ресурс (новое понимание школьного образования как системы обучения и воспитания ребенка в процессе его непосредственного взаимодействия с носителями знаний, умений, идей при совместном решении прикладных и исследовательских задач)

Роль образования в цифровую эпоху (зачем учим? чему учим? как учим? новые технологии для решения старых задач или смена задач в новой среде?)

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ

(общая длительность: 2 часа, регламент выступлений: до 15 минут)

ü   «Траектории развития образования в эпоху цифровой экономики»

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, вице-президент Федерации психологов образования России, советник ректора НИУ ВШЭ, координатор Экспертной группы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование», член Координационного совета проектной деятельности Минобрнауки России

ü«Психодиагностика в цифровую эпоху» 
Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования, действительный член Российской академии образования, член президиума Российского психологического общества, член президиума Федерации психологов образования России, член комитета по науке Европейской федерации психологических ассоциаций

ü   «Приоритетные направления государственной политики развития системы профилактики асоциального поведения обучающихся в образовательной среде»

Фальковская Лариса Павловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

ü   «Система социально-психологического мониторинга – основа стратегического управления образованием»

Цветкова Лариса Александровна, доктор психологических наук, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, директор Центра экспертиз СПбГУ

ü   «Психологизация образовательной среды: ресурсы, возможности, ожидаемые результаты»

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»

ü   «Межведомственное взаимодействие в обеспечении медиабезопасности детей и подростков: вклад психологов образовательных организаций»

Кулькова Жанна Геннадьевна, руководитель, психолог Центра психологической диагностики и консультирования (г. Челябинск), общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, председатель межведомственного совета по психологической безопасности детей и подростков на базе Регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания

 

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

«НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

(общая длительность: 2 часа, регламент выступлений: до 5 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              Сетевые формы работы педагога-психолога, психолога образовательной организации с детьми, родителями, педагогами в информационно-коммуникационной среде

·              Психодиагностика в условиях цифровой среды

·              Психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме в информационно-коммуникационной среде

·              Профессиональные сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога-психолога, психолога образовательной организации

·              Роль педагога-психолога, психолога образовательной организации в профилактике нежелательного поведения и обеспечении психологической безопасности в цифровой среде

Модераторы:

 

Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования, действительный член Российской академии образования, член президиума Российского психологического общества, член президиума Федерации психологов образования России, член комитета по науке Европейской федерации психологических ассоциаций

Метелькова Елена Ивановна, вице-президент Федерации психологов образования России, советник ректора НИУ ВШЭ, координатор Экспертной группы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование», член Координационного совета проектной деятельности Минобрнауки России

Спикеры:

Клюева Татьяна Николаевна, директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования самарской области «Региональный социопсихологический центр»

Кулькова Жанна Геннадьевна, руководитель, психолог Центра психологической диагностики и консультирования (г. Челябинск), общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, председатель межведомственного совета по психологической безопасности детей и подростков на базе Регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»

Степанова Марина Анатольевна, доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 1541» (Москва)

Фальковская Лариса Павловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Цветкова Лариса Александровна, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, директор Центра экспертиз СПбГУ

 

 

Участники панельной дискуссии(запись открыта)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«АНТИСУИЦИДАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА:
РИСКИ, РЕСУРСЫ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

(общая длительность: 2 часа, регламент выступлений: до 5 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              Вопросы реализации антисуицидальной профилактики в образовательных организациях (межведомственный и методический аспекты)

·              Угрозы из интернета: кто и как влияет на детей и подростков?

·              Реально ли противостоять интернет-убийцам и провокаторам?

·              Как вооружить родителей методами отслеживания угроз?

·              Сигналы, посылаемые подростками -слышим ли мы?

·              Как реагировать в семье и школы на заявления ребёнка о суициде в социальных сетях?

·              Один в поле не воин - кто рядом с ребёнком в трудной жизненной ситуации?

·              А возраст имеет значение?

Ведущие:

Фальковская Лариса Павловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Кулькова Жанна Геннадьевна, руководитель, психолог Центра психологической диагностики и консультирования (г. Челябинск), общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, председатель межведомственного совета по психологической безопасности детей и подростков на базе Регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания

Участники круглого стола: (запись открыта)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«IT-ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

(общая длительность: 1,5 часа, регламент выступлений: до 5 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              Кого учим? Зачем учим? Чему учим? Как учим и оцениваем? Кто учит?

·              Сетевые и Интернет риски: самоидентификация в сети, контентные, коммуникационные, потребительские, технические, Интернет зависимость

·              Удаленное взаимодействие в сетях, сетевая идентификация и социализация

·              Модульное построение сетевых образовательных программ, проектная, учебно-исследовательская, практикоориентированная деятельность

·              Гибкость и адаптивность персонализированных образовательных программ, выстраивание персональных образовательных траекторий на основе анализа Больших Данных

·              Широкое использование современных образовательных технологий в образовательном процессе (сетевых, цифровых, интернет, потребительских, прорывных, учения, технологий визуализации и пр.)

·              Ранняя профориентация, готовность к смене социальных ролей

·              Образование по требованию (Learning on demand)

·              Компетенции ЦЭ (личностные качества, компетенции, базовые знания и навыки, цифровая грамотность)

·              Развитие личности, личностные качества: принятие базовых национальных ценностей, любознательность, инициативность, мотивация к познанию, настойчивость, лидерские качества, социальная и культурная включенность в общественную жизнь, осознанная и ответственная деятельность, управление собственным поведением

·              Компетенции: критическое мышление, креативное и творческое мышление, работа индивидуально и в команде

·              Цифровая грамотность: готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности

·              Базовые знания и навыки: навыки чтения и письма, математическая грамотность, гуманитарная и естественнонаучная грамотность, финансовая и предпринимательская грамотность, программирование как новая грамотность, общекультурная и гражданская грамотность

·              Школа эпохи ЦЭ: открытая сетевая школа, активное взаимодействие, с системой ДО, учреждениями культуры, спорта и пр., социальными партнерами, семьями, местным сообществом, бизнесом

·              Содержание образования: создается в процессе индивидуальной или групповой практикоориентированной инновационной личностно-0значимой деятельности

·              Передача знания: Взаимный обмен и создания знания в сети, порзитивное взаимодействие, рефлексия инновационной деятельности

·              Школа: один из сетевых центров развития личности, формирования компетенций ЦЭ, мотивации и реализации инновационной деятельности всех участников образовательных отношений

·              Учителя – участники социальных образовательных сетей, ресурсы развития инновационного производства, партнеры и наставники по образовательной деятельности

·              Оборудование, мобильные устройства, программное обеспечение: непрерывное обновление за счет инновационной деятельности обучающихся – основных источников технологического обновления и инноваций. Единая национальная образовательная платформа.

Ведущая:

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»

Участники круглого стола: (запись открыта)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

(общая длительность: 1,5 часа, регламент выступлений: до 15 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              Профилактическая модель организации психологической службы в системе образования: в чем преимущества и ограничения? Возможности единой модели для психологической службы в образовательных организациях различной направленности. Соответствие профессионального стандарта деятельности педагога-психолога профилактической модели организации психологической службы в системе образования.

·              Содержание и алгоритм аттестации педагогов-психологов в профилактической модели организации психологической службы в системе образования. Инвариантные и вариативные критерии оценки деятельности педагога-психолога. Обязательная документация педагога-психолога для участия в аттестации.

·              Релевантность способов оценки эффективности разных видов деятельности педагога-психолога руководителем образовательной организации, родителями учащихся, учащимися, членами аттестационной комиссии, представителями профессионального сообщества.

·              Принципы организации и направления повышения квалификации педагогов-психологов в соответствии с Концепцией развития психологической службы образования и моделью аттестации педагогов-психологов.

Ведущие:

Цветкова Лариса Александровна, доктор психологических наук, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, директор Центра экспертиз СПбГУ

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии РГПУ им. А.А.Герцена

Участники круглого стола: (запись открыта)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«БЕЛЫЕ ПЯТНА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

(общая длительность: 1,5 часа, регламент выступлений: до 5 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              Формирование общих подходов к определению перечня законодательных инициатив и нормативных правовых актов, необходимых для ликвидации пробелов в регламентации деятельности психологической службы и ее специалистов в целях обеспечения качества, доступности и безопасности при оказании психологической помощи обучающимся независимо от социального и экономического положения семьи и территории проживания

Ведущие:

Метелькова Елена Ивановна, вице-президент Федерации психологов образования России, советник ректора НИУ ВШЭ, координатор Экспертной группы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование», член Координационного совета проектной деятельности Минобрнауки России

Фальковская Лариса Павловна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Участники круглого стола: (запись открыта)

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ»

(общая длительность: 1,5 часа, регламент выступлений: до 5 минут)

Вопросы для обсуждения:

·              преемственность дошкольного и школьного обучения при применении цифрового технологии

·              роль родителя в освоении цифровой среды

·              взаимодействие семьи и школы в условиях цифровизации образования

·              особенности формирования познавательных процессов в условиях цифрового обучения

·              возможности цифровых технологий при обучении детей, имеющих временные ограничения по состоянию здоровья

Ведущая:

Степанова Марина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 1541» (Москва)

Участники круглого стола: (запись открыта)

 

Программа Конференции

Это интересно!

Партнеры

ФПО России в социальных сетях

 

 

 

Навигатор центров психологической помощи РФ

 

Разделы

Вестник

Журнал "Вестник практической психологии образования"
№2-2017 разослан в сентябре, 
Просим сообщить о получении!

Номера журнала

Navigation